Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 93 страница
СОСТАВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ: ВОЛЕВЫЕ АКТЫ, «АКТЫ ВО МНЕ» И СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
точки зрения данного определения волевых актов все явления в ин дивидуальном сознании могут быть распределены в следующие три груп пы: волевые акты («мои» акты), акты во мне и состояния сознания. Воле вые акты и виды их уже рассмотрены нами. Актами во мне (поступками во мне), как уже сказано выше, мы называем психические процессы, склады вающиеся из «данных во мне» стремлений (стремлений во мне) и перемен, следующих за ними1. По своему составу они во всех отношениях сходны с волевыми актами, за исключением лишь того, что исходным пунктом их служит стремление, окрашенное оттенком данности. Акты во мне, как и волевые, могут быть опознанными и неопознанными; делить их на внут ренние и внешние мы не будем, потому что наблюдение таких оттенков в этих процессах слишком затруднительно.
|
|
|
|
Наконец, состояниями сознания мы называем такие психические яв ления, которым не предшествуют в индивидуальном сознании никакие стремления, ни «мои», ни «данные во мне». Сюда относятся, например, все ощущения высших чувств: рассматривая какую-нибудь черную поверх ность, мы ощущаем ее цвет как пассивно данное состояние, не включаю щее в себя ни каких стремлений; само собою разумеется, поскольку это состояние становится предметом внимания и изменяется от этого, в нем тоже есть стремления, оно тоже есть акт, но основной «данный » материал
|
|
этом процессе ни в каком смысле не подходит под понятие акта.
См. выше II.
265
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Интересное промежуточное положение между актами во мне и состо яниями сознания занимаются некоторые органические ощущения, вроде жажды, усталости, ломоты в костях: в них смутно чувствуется что-то на поминающее стремления, и в этом состоит главное отличие их от ощуще ний органов высших чувств.
|
|
ВОЛЮНТАРИЗМ
ВОЛЕВОЙ ХАРАКТЕР
ВСЕХ «МОИХ» ПРОЦЕССОВ СОЗНАНИЯ
Мы наметили три группы процессов в индивидуальном сознании: во левые акты, акты во мне и состояния сознания. Если волюнтаризм прав, утверждая, что все явления душевной жизни, относимые индивидуальным сознанием на основании непосредственного чувства к Я, протекают по об разцу волевых актов, то это значит, что все «мои » процессы сознания суть не состояния, а волевые акты, т. е. заключают в себе «мое» стремление, чувствование активности и перемену, связанную с чувствованием удовлет ворения или неудовлетворения, и, наоборот, все то, что мы отнесли в рубри ку состояний сознания (процессы, не связанные органически со стремления ми), всегда чувствуется как «данное мне». Нам предстоит, следовательно, установить чрезвычайно широкое обобщение. До сих пор мы лишь описы вали состав некоторых «моих» процессов сознания и для анализа выбира ли по возможности типичные формы, поэтому наше описание, может быть, не вызывало возражений. Однако теперь, лишь только мы обобщаем свой анализ и говорим, что, поскольку непосредственное чувство заставляет нас включить в свое описание душевного процесса слова «мое состояние», мы имеем дело с процессом, заключающим в себе стремления и чувствование активности, это утверждение, наверное, вызовет ряд сомнений. Наше до казательство этого обобщения будет состоять главным образом в устране нии таких возможных сомнений.
Прежде всего нам могут заметить, что все процессы индивидуальном сознании без исключения чувствуются как «мои». Мы уже говорили об этом выше1, и тогда же указали на то, что все же между различными состо яниями сознания существуют огромные различия в отношении градации этого чувствования: одни процессы сознания, наиболее окрашенные им, кажутся целиком «моими», другие процессы, наименее окрашенные им, кажутся моими лишь постольку, поскольку мое внимание направлено на них, а в остальных отношениях, в особенности со стороны содержания,целиком кажутся данными мне. Итак, внимание есть самое общее из тех
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!