Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 97 страница
Наконец, последний элемент восприятия, живое чувство объективности
субстанциальности (например, деревьев) подобно ощущениям никоим обра зом не сознается как произведенное нами; что мы сознаем присутствие чего-то (не качества, а носителя качеств) чуждого нам, навязывающегося нашему Я
270
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
извне. Конечно, поскольку мы обращаем внимание на эти чувства, они в этом отношении также сознаются как мои, и в этом отношении подходят подпонятие волевого акта.
|
|
Наш анализ должен устранить всевозможные мнимые возражения, воз никающие вследствие того, что данные и мои элементы везде тесно переплета ются в восприятии. Однако одно из таких возражений мы все же разберем здесь специально. Нам могут заметить, что восприятия некоторых интенсив ных, а также внутренних органических раздражений, вроде грохота пушечно го выстрела, боли от раны, зубной боли и т. п., возникают у нас, казалось бы, без всякой нашей активности, даже без напряжения внимания, а между тем чувствуются как мои и находятся в фиксационной точке сознания; следова тельно, они составляют отрицательную инстанцию против нашего обобщения: это мои сознания, по-видимому, не подходящие под понятие волевого акта ни
|
|
|
|
каком отношении. Однако даже и в этих случаях тезис волюнтаризма под тверждается анализом. Крайне интенсивные и органические раздражения обыкновенно исходят от причины, так или иначе опасной или важной для нас, и поэтому на основании приспособления, выработанного продолжительною эволюциею, должны пробуждать одно из самых мощных стремлений, стрем ление к самосохранению. Следовательно, у нас должна быть общая тенденция легко и моментально сосредоточивать внимание прежде всего на таких раз дражениях, так что даже и в том случае, если внимание раньше было поглоще но другим объектом, мы тотчас же покидаем его. Как это часто бывает, психо логический такт человечества, выразившийся в языке, правильно утверждает, что от этих раздражений «трудно отвлечь внимание»: в этих случаях мы без борьбы следуем за примитивнейшим, мощным и почти всегда неопознанным стремлением. Если бы в жизни не встречалось ни одного примера, когда раздражения не были бы восприняты вследствие отвлечения внимания в сторону другим, следовательно, более сильным стремлением, это не зна чило бы, что они без помощи внимания и стремлений, сами входят в фикса ционную точку нашего сознания: это показывало бы только, что стремле
|
|
ние к самосохранению и примитивные вытекающие из него (производные) стремления суть самый мощный двигатель для нас. К счастью, мы можем найти доказательство в пользу волюнтаризма более веское, чем это рас суждение. Как ни мало развито человечество, все же некоторые люди, хотя на время, под влиянием различных других стремлений с такою силою со средоточивают внимание на более высоких сравнительно объектах, что примитивные проявления стремления к самосохранению отступают на зад ний план, и интенсивное или органическое раздражение остается невос-принятым. Всем известны случаи, когда ранее люди в пылу битвы или дра ки не замечали своих ран; увлекшись чем-либо интересным, мы не ощущаем зубной боли, хотя разрушительные процессы в зубах по-прежнему про должаются, и т. п.
271
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Исходя из анализа восприятия, мы уже можем высказать следующие важ ные положения относительно «моих»и «данных»элементовсознания.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!