Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 99 страница
Переход состоянии с периферии в фиксационную точку кажется нам зависящим от наших стремлений. Следовательно, если опираться на непосредственное чувство, то нужно признать, что смена идей в фик сационной точке зависит от смены стремлений, а потому основной за кон течения сознательной жизни будет найден тогда, когда удастся определить закон смены стремлений. Этот вопрос мы рассмотрим под робно в исследовании, посвященном критике закона ассоциации идей.
|
|
До сих пор мы говорили лишь об активности внимания в процессах припоминания, если бы они не заключали в себе кроме этого никаких других «моих» элементов, то они должны были бы казаться еще более пассивными, чем восприятие: весь процесс припоминания состоял бы в том, что на периферии сознания психорефлекторно появлялись бы идеи, соответствующие апперципируемым идеям, а мы только сосредоточи вали бы внимание то на той, то на другой из них. На самом деле это не так; в особенности в тех случаях, если нужная для нашей дальнейшей деятельности идея не появляется на периферии сознания, можно заме тить, что мы не просто сосредоточиваем внимание на апперципируемой идее, связанной с искомою по закону ассоциации, а роемся как бы в со знании, подыскивая другие идеи, связанные с искомою (при этом мы руководимся непосредственным чувствованием приближения к цели или
|
|
|
|
См. III. I
Вундт. Очерк психологии. С. 278.
273
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
удаления от нее), и вообще направляем внимание не только на самые эти идеи, сколько на их связи с искомою идеею, делая при этом какие-то своеобразные усилия. Такой процесс припоминания подходит под по нятие внешнего волевого акта1.
|
|
Гораздо более напряженною и непрерывною кажется активность Я в более высоких деятельностях, чем припоминание, например при построе нии картин воображения, при размышлении и сложной (не превратившей ся в автоматическую) практической деятельности, которая разлагается на деятельность воображения, мышления и сокращения мускулов (внешний волевой акт). Все эти процессы опираются на материал, доставляемый па мятью; следовательно, здесь требуется та же активность, что и в процессах припоминания, да кроме того всевозможные сравнения, анализы, синтезы, большинство которых относится нами к нашему Я сопровождается стрем лениями и чувствованием активности. Например, когда мы рисуем мыс ленно картину тропического леса, нам сразу припоминаются, если у нас живое воображение, деревья, задрапированные ползучими растениями, магнолии, бамбуки и т. п., и синтезы, заключающиеся в этих представлени ях, в большинстве случаев кажутся данными, но чтобы из них получилась картина роскошного леса, нам нужно из этих материалов построить це лое, и этот синтез, как нам кажется, производим мы сами, согласно своемустремлению получить картину, подавляющую воображение, или удовлет воряющую эстетическому вкусу, или типичную для тропиков. Впрочем, именно при особенно успешной творческой деятельности даже эта обра ботка материала памяти отчасти происходит где-то за пределами Я, так что некоторые новые синтезы, анализы, сопоставления оказываются «дан ными », и нам остается лишь апперципировать их. Различие между талант ливыми учеными или поэтами и обыкновенными смертными, быть может, главным образом состоит в том, что у первых соответственно их апперцеп-циям, на периферии сознания сразу являются в огромном количестве слож ные материалы, так что им остается лишь строить из них еще более слож ное целое, а обыкновенному человеку приходится тратить силы на припоминание и построение еще и этих материалов.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!