Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 100 страница



 

Итак, во всех случаях, рассмотренных нами, мы всегда сознаем себя лишь, как часть причины психических явлений, разыгрывающихся в нашем сознании: они в некоторых отношениях сознаются, как «мои» и в этих же отношениях подходят по понятие волевого акта, так как содержат в себе все элементы его. Следовательно, для устранения недоразумений необхо­ дим лишь анализ, обособляющий «мои» элементы от «данных мне».

 

Однако нам могут возразить, что мы до сих пор вовсе не принимаем в расчет эмоций и чувств, тогда как эта темная область психических явлений

 

См. III. 2.


 

274


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

заключает в себе, быть может, много отрицательных инстанций против во­ люнтаризма. В ответ на это здесь мы скажем только, что анализ «моих» и «данных» элементов применим и к этим психическим явлениям, причем всегда можно показать, что «мои» элементы стоят в связи со стремления­ ми; например, в такой эмоции, как гнев, чувствуется очень большое коли­ чество «моих» элементов, но наряду с ними в ней же живо чувствуется количество стремлений, следовательно, воспользоваться ею, как отрица­ тельною инстанциею против волюнтаризма нельзя. Так как явных опро­ вержений волюнтаризма эта плохо разработанная область психологии не дает, то мы считаем себя вправе оставить теперь этот вопрос и рассмотреть его значительно позже в специальной главе.

 

Наконец, мы должны устранить еще одно возможное недоразумение. Так как волевой акт состоит из ряда элементов, которые относительно са­ мостоятельны или по крайней мере путем анализа могут быть обособлены мысленно, то легко является соблазн взять отдельно один из элементов волевого акта и представить его в качестве примера психического явления, сознаваемого как «мое» и тем не менее вовсе не заключающего в себе всех составных частей волевого акта. Особенно легко могут подать повод к та­ кому недоразумению начальный и конечный пункт волевого акта, стремле­ ние и чувствование удовлетворения или неудовлетворения.

 

Мы нарочно избегаем терминов «удовольствие »и «неудовольствие», потому что ими обозначаются чрезвычайно разнообразные психические со­ стояния, и говорим о чувствовании удовлетворения и неудовлетворении, чтобы отметить лишь тот приятный или неприятный оттенок соответствия или противоречия нашим стремлениям, который окрашивает все «мои» перемены в нашем сознании и настолько прост, что подвергнуть его даль­ нейшему анализу нельзя. Само собою разумеется, этот оттенок не есть во­ левой акт, но он необходимая составная часть волевого акта. Очень часто в сознании являются психические состояния, похожие на это чувствование, но более сложные и сопровождающиеся более или менее явственно выра­ женными изменения в деятельности сердца, дыхания и состоянии крове­ носных сосудов1. Об этих состояниях действительно можно сказать, что они составляют самостоятельное целое. В главе об «Удовольствии и не­ удовольствии » мы покажем, что эти состояния сложны, что они относятся

 

числу эмоции и, как все эмоции, отчасти состоят из «данных», отчасти из «моих» элементов.

Наконец, что касается стремлений, мы действительно соглашаемся, что неосуществленное стремление или система их может сознаваться как мое состояние сознания, и тем не менее вовсе не заключает в себе всех элементов волевого акта. Однако этого и следовало ожидать: весьма воз-

 

См. Lehmann, Die Hauptgesetze des menschlichen Gefьhlslebens.


 

275


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

можно, что именно «мои» стремления, поскольку они окрашены чувство­ ванием принадлежности мне, придают эту окраску и всем следующим за ними переменам, так что неосуществленное стремление есть единствен­ ный пример психического состояния, которое не заключает в себе всех эле­ ментов волевого акта и тем не менее может сознаваться, как «мое» состо­ яние сознания: это не волевой акт, а начало волевого акта.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!