Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 104 страница



 

Необходимость и законность философской психологии в этом широ­ ком смысле настолько очевидна, что на нее не стоит тратить лишних слов.

 

Последнее, но не менее важное (англ. ).


 

281


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

Гораздо полезнее кажется нам остановиться на общих условиях современ­ ного философского развития, в силу которых философская психология в планомерном и методическом ее осуществлении становиться неотложным

 

насущным требованием времени — требованием, в значительной мере уже осознанным.

 

Недалеко еще то время — многим оно представляется еще длящимся и поныне, — когда казалось, что единственной общей философской наукой может быть лишь так называемая «теория познания», заменившая собою и общую метафизику или онтологию, и натурфилософию, и философское уче­ ние о душе. Единственным строго научным — именно непосредственно и первично данным — объектом философии представлялась с этой точки зре­ ния лишь природа человеческого сознания или знания; все философские воп­ росы сводились к одному — к вопросу об отношении человеческого созна­ ния к тому, что ему предносится как объективная реальность или предметный мир. Философия — так любили говорить — должна быть, по примеру Со­ крата (вернее сказать, — заметим мы от себя в скобках — по примеру не очень глубокого цицероновского понимания сократизма), сведена с неба на землю: вместо того чтобы исследовать абсолютную истину или мир ис­ тинного бытия, она должна заниматься изучением необходимых, в силу природы человека, человеческих представлений об истине и бытии и исчер­ пываться этим изучением. Теория познания, так понимаемая, должна была быть чем-то промежуточным между общей онтологией и философской психологией, сразу заменяющим и то и другое. Однако по мере дальней­ шего размышления о природе этой своеобразной универсальной науки стало обнаруживаться, что точное логическое определение этой промежуточной области знания совершенно невозможно и что всякая попытка в этом на­ правлении неизбежно ведет к разрушению или, по крайней мере, реформе самого замысла этой науки. Движущей силой этого внутреннего кризиса, характеризующего все развитие современной философии1, был вопрос об отношении «теории познания» к психологии. Одни, — люди «здравого смысла», воспитанные на позитивистическом и натуралистическом образ­ це мыслей, — додумывая вопрос до конца в одном направлении, приходили

 

заключению, что теория познания попросту тождественна эмпирической психологии, т. е. образует часть последней. Ибо если мы ничего не знаем, кроме человеческого сознания, и так называемое «знание» или «познание» есть лишь явление сознания, то и теория познания есть психология. Этот взгляд грозил вообще самостоятельному существованию философии; не­ трудно было также подметить, что в основе его лежала догматическая метафизика, лишь как бы вывороченная наизнанку и совершенно извра-

 

См. нашу статью «Кризис современной философии». Русская мысль. 1916 г., сен­ тябрь.


 

282


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

щенная. Считать данные психологии первоосновой всякого знания значи­ ло слепо верить в производное и частное, отрицая достоверность его об­ щих и первых оснований. Если реальность вообще для нас проблематична, на чем основано наше убеждение в реальности человека и его сознания? Если законы логики, понятия закономерности и причинности и т. п. впер­ вые должны быть выведены из психологии, то как осуществима сама пси­ хология? Поэтому другие мыслители пошли по прямо противоположному пути, и этот путь стал главным руслом современного течения философии. Согласно этому течению, теория познания должна быть резко ограничена от психологии и признана первичной в отношении ее. Но последовательное проведение этого взгляда приводит — и, можно сказать, принципиально привело — к разрушению самого замысла «теории познания »*. Ибо позна­ ние есть отношение человеческого сознания к истине и бытию, и если мы нехотим догматически исходить из частного факта человеческого сознания, то мы должны признать основной философской наукой не исследование человеческого познания, а исследование знания в смысле наиболее общего


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!