Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 105 страница



 

логически первого содержания знания. Содержание же знания, взятое как таковое, то есть вне отношения к факту его познанности человеком или процессу его познавания, есть не что иное, как само бытие или сама истина.

 

Так теория познания превращается в теорию знания, а теория знания, до­ думанная до конца, — в теорию истины или бытия, и гносеология снова становится сознательно тем, что бессознательно есть всякая филосо­ фия, — общей онтологией.

 

Это течение выводит общую философию на ее исконный, единственно верный и плодотворный путь. Но мучительно-болезненный процесс искания и нахождения этого пути — через отрешение человеческой мысли от прикован­ ности к субъективной стороне знания, к человеческому сознанию — обусло­ вил в наши дни новый кризис — кризис психологии или, точнее говоря, фи­ лософской проблемы человека как субъекта. Развитие так называемой «эмпирической психологии», как естественно-научного исследования ду­ шевных явлений в рамках общего предметного, мира т. е. как частной на­ уки о явлениях объективной природы, идет, правда, своим путем, столь же мало обеспокоенное судьбами философии, как и все остальное опытное естествознание. Но философское сознание продолжает мучиться непрео­ долимым угрызением интеллектуальной совести, напоминающим, что по­ беда общей философии, выведшая ее на верный путь, была достигнута унич­ тожением, как бы идейным убийством человеческого сознания как живого внутреннего факта бытия, и что это убийство все же незаконно. Как быпротиворечив ни был замысел старой психологической теории познания,

 

Как это мы показали в другом месте. См. нашу упомянутую в предыдущем примеча­ нии статью.


 

283


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

нем было все же верным то, что человеческое сознание есть для нас не только как бы внешнее, объективное содержание знания — вроде кислоро­ да, Солнечной системы или истин математики, — факт, впервые устанав­ ливаемый наукой как систематическим теоретическим знанием объектив­ ной действительности, а некая самодовлеющая, внутренне и первично данная нам реальность, истинно слитая с самим субъектом знания. При­ знавать душевную жизнь только как частную область мира объектов зна­ чит не замечать целого мира — внутреннего мира самого живого субъекта. Между тем именно этот субъект как живая, конкретная реальность, исчез, как бы испарился в процессе (вполне законного с общей точки зрения) очи­ щения философии от психологизма. Субъект, как живая человеческая лич­ ность или душа, сперва утончился, превратившись в чистую абстракцию «гносеологического субъекта», «сознания вообще» и т. п., а потом и со­ всем испарился, сменившись «царством объективной истины», внесубъек-тным содержанием знания. Грех этого идеального человекоубийства тяго­ теет над современной философской мыслью. Нужно воочию проследить почти судорожные и бесплодные усилия современной гносеологии спасти утраченную сферу субъективности, как бы оживить убитого, — какие мы их видим в противоестественных, вычурных построениях, например, Мюн-стерберга или Наторпа1, — чтобы понять всю остроту, с которой современ­ ная научная мысль переживает кризис философской психологии. Уже про­ заическая, чисто научная, чуждая всяких более интимных эмоциональных запросов проблема познания требует возрождения философской психо­ логии. Недостаточно заменить теорию познания теорией истины и бытия, как бы правильна и необходима ни была сама по себе эта замена; на почве возрожденной общей философии снова возникает старый, теперь уже на совсем надлежащем месте, вполне законный и неустранимый вопрос: как же человек, живое индивидуальное человеческое сознание достигает этой объективной, сверхиндивидуальной истины? После того как была сломле­ на гордыня психологического антропологизма, гордыня, в силу которой человек наивно принимал себя и свое сознание за абсолютную и первичную основу истины и бытия, проблема человека возникает перед нами снова, правда, уже как проблема производная, но вместе с тем все же не как част­ ная проблема науки о действительности или природе, а как общефилософ­


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!