Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 109 страница



 

Независимо от нее то же понятие, в совсем ином обосновании, было намечено в определенных учением Брентано теориях Эренфельса и Мейнонга.

 

его статье «Ideen ьber eine beschreibende und zergliedernde Psychologie». Sitzungsber. Der Berl. Akad. Der. Wissenchaften,1894.

 

«Einleitung in die Geisteswissenchaft», 1883.


 

288


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

его положительных отношений к другим объектам, то философская психология тем самым имеет и задачу определить место «души» в об­ щей системе сущего, ее отношение к иным областям бытия. В обеих этих

 

своих задачах философская психология есть не естествознание, а фи­ лософия; она изучает не реальные процессы предметного бытия в ихпричинной или какой-либо иной «естественной» закономерности, а дает общее логическое уяснение идеальной природы и строения душевного мира и его идеального же отношения к другим областям бытия.

 

Онтологически намечающаяся здесь своеобразная область знания опирается на признание особой области бытия — бытия, раскрывающего­ ся в самопознании, в отличие от бытия, образующего объект миропозна-

 

ния и Богопознания. Под миропознанием мы разумеем совокупность всех

 

реальных наук — наук о конкретно-временной природе в широком (кан-товском!) смысле последнего понятия. Объектом Богопознания, также в широком смысле слова, является царство Логоса или идеального бытия — сфера истины, красоты, добра и их высшего источника или первоединства. Этот мир образует предмет познания логики и высшей онтологии (первой философии) математики, этики, эстетики и религиозной философии. Но существо человека и его внутреннего мира не исчерпывается ни тем, что человек с некоторой своей стороны входит в состав природы и в этом каче­ стве есть объект естествознания ( включая сюда и эмпирико-натуралисти-ческую психологию), ни тем, что, с другой стороны, он есть как бы лишь экран или фон для проявления или уловления идеальных содержаний, ко­ торые даны в лице самих объектов логики, математики, эстетики и рели­ гии. Кроме этих двух сторон, в человеке есть еще третья, промежуточная сторона, в силу которой он есть то живое существо, тот конкретный носи­ тель реальности, который может вступать в эти два отношения к двумразным сферам или сторонам бытия. В лице таких областей бытия, как на­ ука, искусство, нравственность, общественная жизнь, религия, — взятых не со стороны объектов, на которые они направлены, и не со стороны, их связи с природой и процесса их внешнего осуществления, а в их собствен­ ном внутреннем существе, как форм человеческого сознания или челове­ ческой жизни, — мы имеем конкретное выражение этой собственной, внут­ ренней природы человека, которая образует предмет его самопознания. Этим дается оправдание тому давнишнему, общепризнанному в прежней философии и лишь ныне забытому убеждению, что в состав философии наряду с теологической и космологической проблемой входит и проблема антропологическая. В силу этого также уясняется, что эта антропологи­ческая проблема не только разрешается, но даже и не ставится ни в физи­ ческих, ни в психологических исследованиях о человеке, которые строятся по типу естествознания и, следовательно, рассматривают его жизнь лишь как совокупность явлений природы.


 

10 Российская психология                                  289


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

этом онтологическом разъяснении мы вышли уже за пределы всту­ пительных формальных указаний. Предварительные, чисто методоло­ гические соображения здесь необходимо кончаются. Они помогают лишь навести мысль на сознание какого-то пробела, наметить идеал новой обла­ сти знания. Заполнение этого пробела и даже действительное, окончатель­ ное доказательство осмысленности и осуществимости этого идеала новой науки может дать лишь исследование существа самого предмета.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!