Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 96 страница
Всякое восприятие состоит из 1. нескольких, обыкновенно очень мно гих (наличных и вспоминаемых) ощущений, 2. объединенных известным образом, 3. опознанных (например, ощущение зеленого цвета не только переживается, но и признается за зеленый цвет) и 4. связанных с чувством объективности и субстанциальности (сознание присутствия объекта). Каж дый из этих элементов мы рассмотрим отдельно.
Все ощущения в восприятии чувствуются как данные нам, а не произ веденные нами. Правда, для того чтобы ощущение перешло в фиксацион ную точку сознания, нужно бывает сосредоточить на нем внимание, иногда повернуть голову и глаза, наконец, для целей восприятия нужно опознать его. Однако внимание придает лишь большую отчетливость ощущению, но не кажется причиною возникновения самого ощущения; импульс для по ворота головы и глаз есть, может быть, причина этого движения, но не зрительных ощущений; наконец, опознание ощущения, наверное, требует значительной активности во многих случаях, например усиленного припо минания других ощущений, сопоставления нового со старым и т. п., однако все эти акты имеют смысл лишь тогда, когда ощущение уже есть, следова тельно, не они производят его, хотя, без сомнения, они придают ему новый
|
|
|
|
|
|
269
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
оттенок. Все ощущения не только органов высших чувств, но и органичес кие, голода, жажды, усталости и т. п., отличаются этим характером данно сти; активные элементы, встречающиеся в них, лишь сопутствуют им, со общают им новые оттенки, но не составляют их основы.
Гораздо больше чувствуем мы себя активными при объединении эле ментов восприятия в единое целое. Если мы любуемся лесными пейзажа ми, пятнами солнечного света на стволах берез, сочетаниями светлой зеле ни листвы с темною зеленью хвои, темными углублениями в чаще деревьев, нам нужно сочетать все эти элементы в сложное единство, части которого даны (например единство какого-либо отдельного солнечного блика); но целое вовсе не дано. Вообще, если мы воспринимаем какую-либо простую хорошо знакомую нам вещь, например лампу на своем столе, то единство ощущения кажется нам данным, если же вещь сложна и мало нам знакома, например если мы впервые воспринимаем Страсбургский собор, мы осмат риваем башни, колонны, арки, фрески и, чтобы сделать эстетическую оцен ку целого, объединяем эти части в одну общую картину, затрачивая на это большой труд и во всяком случае сознавая, что это целое не само входит в наше сознание, а отчасти строится нами под руководством стремлений ох ватить целое и объединить его. Это построение заключает в себе все эле менты волевого акта и, обыкновенно, имеет характер неопознанного не полного внутреннего акта. Без сомнения, в этом отношении существуют огромные различия между разными людьми и в отношении к разным ве щам: одни способны воспринимать очень сложные вещи, почти не затрачи вая сил на синтез, другие — наоборот; одни легче схватывают сложные группы знаков, другие — сложные сочетания красок, третьи — сложные сочетания пространственных форм. Даже у одного и того же человека ак тивность в процессах восприятия подвержена сильным колебаниям. В слу чае усталости, подавленного состояния или смущения приходятся даже, воспринимая такую несложную вещь, как человеческое лицо, строить ее.
|
|
Все сказанное о построении восприятия относится и к опознанию его элементов. Если мы имеем дело с простым или хорошо знакомым объек том, то он вместе со своими элементами кажется данным уже в опознан ном виде (например, никаких особенных усилий для опознания зеленого цвета листвы мы не замечаем в себе). Наоборот, если объект заключает в себе много нового или если мы утомлены, опознание требует иногда значи тельного труда и предшествуется стремлениями узнать определить, вспом нить, анализировать и т. п. Обыкновенно эти акты относятся к числу не опознанных неполных внутренних актов.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!