Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 88 страница
ряда опознанных состояний сознания, например всего, что воспринято нами во время прогулки. В отношении неопознанных состояний эта задача становится даже совсем невыполнимою, если не взяться за воспроизведе ние тотчас же после акта, да и то при этом чувствуется, что память упроща ет пережитой процесс, или опознание не вполне удается, так что нужна большая настойчивость, чтобы получить наконец картину процесса, кото рый бы казался точною копией прошлого. Несмотря на это, изучать не-
|
|
9 Российская психолгния 257
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
опознанные состояния, а, следовательно, и большую часть волевых про цессов, само собою разумеется, приходится лишь на основании свежих вос поминаний, а не прямого наблюдения. Такой ретроспективный субъек тивный метод заключает в себе еще большее количество недостатков, чем простой субъективный метод, но с этим приходится мириться, потому что лучшего орудия у нас нет.
|
|
Опознавая слепые влечения, мы находим, что они заключают в себе антиципацию желаемого переживания и отличаются от стремлений, рас смотренных раньше, только тем, что эта антиципация в них не есть пред ставление. Поэтому мы будем обозначать их термином неопознанные стремления, а рассмотренные раньше — термином «опознанные стремления»; они так же, как и опознанные стремления, бывают или моими, или данными во мне, или вынужденными стремлениями. Соответствую щие им поступки бывают или опознанными, или неопознанными. Поступки вытекающие из неопознанных моих стремлений, мы относим к числу воле вых, следовательно, расширяем понятие воли сравнительно с Пфендером, ко торый считает волевыми только поступки, обусловленные хотениями. Расши рение понятия происходит от того, что мы опускаем познавательный элемент на основании соображений, которые выясняются далее в обосновании во люнтаризма. Здесь же мы сошлемся лишь на то, что опознанность всегда бывает лишь относительную, что всякий поступок и стремление заклю чают в себе неопознанные элементы, так что знание не есть признак, на кото ром можно было бы основывать коренные подразделения в психологии.
|
|
|
|
Раньше, чем доказывать эту мысль, мы должны рассмотреть еще одну замечательную особенность стремлений, состоящую в том, что в душевной жизни никогда не встречаются одиночные стремления, а всегда целые сис темы их. Если у нас является стремление взяться за разработку какой-либо темы, заданной на конкурсе, мы стремимся точно вспомнить текст ее; когда это не удается, мы стремимся вспомнить, где лежит книга, в которой помещена тема; после прочтения книги является длинная серия новых стремлений, например посоветоваться с тем или другим лицом, обдумать тот или иной частный вопрос, входящий в тему, записать свои мысли, от править по почте рукопись и т. д.; возникновение этих стремлений будет продолжаться до тех пор, пока или первоначальное стремление не будет осуществлено или не возникнут более сильные стремления, удерживаю щие от всего этого предприятия, например если усталость и опасения за свое здоровье заставят нас прекратить работу. Ряд стремлений, возникаю щих по поводу первоначального стремления, составляет систематическое целое: все члены его находятся в связи друг с другом и с первоначальным стремлением. Их можно разбить на три группы: на стремления, поддержи вающие нашу решимость (например в описанном случае честолюбивые стремления), стремления, ослабляющие ее, и стремления к средствам для
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!