Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 85 страница



 

Я не сделало своими»2. Различая эти два вида стремлений, Пфендер назы­ вает одни из них «моими стремлениями », а другие «стремлениями во мне». Разницу между ними он описывает так: «Стремление, называемое"моим стремлением", кажется прямо исходящим из Я, а не вынужденным или навязанным нашему Я со стороны чего-либо отличнаго от Я. Иными словами, в «нашем стремлении» мы чувствуем себя стремящимися сво­ бодно, из себя к представляемому переживанию; короче, мы чувствуем себя

 

этом стремлении спонтанными. Наоборот, в случае «стремления в нас», хотя оно также в конце концов есть «наше» стремление, мы чувствуем себя не свободно из себя стремящимися, не спонтанно стремящимися, а вынуж­ денными или побуждаемыми к этому стремлению чем-то отличным отнашего Я».3

 

Pfдnder. Phдnomenologie des Wollens.С. 105-108.

Там же. С. 125.

Там же. С. 128.


 

253


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

Мы с особенным удовольствием приводим эти соображения Пфендера, так как находим в них сходство с чрезвычайно важным для нас различием со­ стояний сознания «моих» и «данных мне ». Однако Пфендер насчитывает толь­ ко две категории стремлений и видит разницу между ними в том, что одни из них как бы причиняются нашим Я самостоятельно, а другие тоже как бы при­ чиняются нашим Я, но под влиянием давления извне. Между тем мы находим, что в одних случаях стремление как бы исходит из Ясамостоятельно действу­ ющего, в других случаях оно тоже как бы исходит изЯ, но под влиянием давле­ ния извне, не свободно, а в третьих случаях стремление как бы вовсе не исхо­ дит из Я, оно уже существует как состояние сознания без содействия Я, которое только присматривается к нему; такое состояние сознания может быть названо «моим» лишь постольку, поскольку мое внимание направлено на него. — Выражения вроде «стремления борются во мне», страсть увлекает меня» мы считаем не простыми метафорами, а точным описанием некоторых чувствований. Чтобы подчеркнуть оттенки различных состояний сознания, мы покажем на модификациях одного и того же примера три описанные формы стремлений. Если у пьяницы, сидящего перед стаканом водки, борьба с собою прерывается неожиданно для него самого тем, что он судорожно хватает ста­кан водки и выпивает его, то мы имеем дело здесь с типичным «данным во мне стремлением ». Если из такого стремления возникает поступок, то и он имеетхарактер данного во мне; подобные поступки мы будем обозначать термином «поступок во мне ». Само собою разумеется, такое течение явлений возможно лишь в простейших случаях и приводит лишь к примитивнейшим поступкам. Если пьяница борется со стремлением выпить, но совершенно подавлен­ ный этим стремлением, когда оно овладевает всем полем сознания, нако­ нец сам обдумывает, где бы можно было достать водки, вспоминает, что бутылка стоит в шкафу, достает ее и выпивает, причем до самого конца все-таки не становится на сторону стремления выпить, а действует как бы под влиянием гипнотического внушения, то стремление обдумать, как до­ стать водки, можно назвать «вынужденным моим стремлением», а самое обдумывание «вынужденным моим поступком». Доставание водки из шка­ фа и выпивание ее может при этом быть или «поступком во мне» или «вы­ нужденным моим поступком ». Если пьяница сидящий перед стаканом вод­ ки, заканчивает борьбу с угрызением совести презрительным восклицанием по адресу морали, то, почти наверное, у него к «данному стремлению» вы­ пить присоединилось собственное свободное стремление выпить. Это при­ соединившееся стремление есть мое стремление и следующий за ним по­ ступок есть «мой поступок». Конечно, это не типичный пример «моих стремлений», так как Я в этом случае только делает своим данное уже стремление или присоединяет к нему свое стремление. Более типичные примеры «моих стремлений» встречаются, например, в тех случаях, когда честолюбец совершает какой-либо поступок с целью выдвинуться.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!