Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 82 страница
Во всяком стремлении, говорит Пфендер, есть представление о каком-либо переживании, составляющем предмет стремления. Представление служит для нас заместителем этого переживания, так как внимание сосре доточено не на тех его свойствах, которые придают ему характер представ ления, а на тех, которые у него общи с замещаемым переживанием. При этом содержание представления, общее с замещаемым переживанием, представляется как находящееся в настоящем, т. е. как прошедшее, буду щее или не локализованное во времени, хотя само представление, конечно, находится в сознании в настоящем времени1. Присутствием такого пред ставления не исчерпывается еще явление стремления, В нем замечается еще всегда определенное отношение к чувствованиям удовольствия и не удовольствия. Обыкновенно предполагают, что предметом стремления бывают всегда переживания, заключающие в себе воспоминания (представ ления) о прежних удовольствиях или, вернее, относительных удовольстви ях, доставленных соответствующими переживаниями. Пфендер приводит
|
|
|
|
Pfдnder. Phдnomenologie des Wollens. S. 1—36.
249
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ряд соображений, показывающих, что такие представления о прежних при ятных переживаниях, хотя и входят очень часто в стремления, вовсе не составляют необходимого элемента их. В действительности в стремления входит нечто совершенно иное по существу, именно не представление о приятном переживании, а относительно приятное представление о пере живании, т. е. представление о переживании, которое было, может быть,
|
|
неприятным, но теперь в воспоминании сопровождается чувствованием (не представлением) относительного удовольствия. Это чувствование от носительного удовольствия есть удовольствие более сильное, чем удоволь ствие от некоторого другого представления, или же удовольствие в проти вовесе неудовольствию от некоторого другого представления, или же неудовольствие, менее сильное, чем от некоторого другого представления. Трудный вопрос, какое другое представление, связанное с другим чувство ванием, всегда существует налицо в стремлении, Пфендер решает следую щим образом: «Стремление возникает когда мы переходим от представления небытия к представлению бытия переживания; оно проходит, когда антиципа ция переживания вполне достигнута. Следовательно, во время стремления про исходит движение от представления небытия к представлению бытия пережи вания». Стремление существует только в том случае, если этот переход от представления А к не-А или наоборот связан с чувствованием «относи тельного удовольствия». Само собою разумеется, эта относительность, обыкновенно, не познается, а только фактически существует1. Однако пред ставление, вызывающие чувствование относительного удовольствия, еще не составляет стремления. Например, если мы с удовольствием представ ляем себе какое-либо будущее событие и совершенно убеждены в том, что оно осуществляется без наших усилий, наше состояние вовсе не относится
|
|
категории стремлений. Состояние сознания можно назвать стремлением только в том случае, если к перечисленным выше элементам присоединя ется своеобразное, неразложимое далее чувствование тяготения (Hindrдn-
gens), чувствование стремления, как его называет Пфендер2.
Если во всяком стремлении есть «движение от представления небытия к представлению бытия переживания», причем последнее предпочитается пер вому, то, следовательно, в каждом положительном стремлении заключается в скрытой форме отрицательное стремление (Widerstreben), стремление избе жать какого-либо состояния, находящегося к первому в отношении противо речащей противоположности (от А к не-А или наоборот). Мы будем пользо ваться этими описательными терминами, так как всякий простой термин, относящийся к этой категории явлений, например термин «отвращение », обо значает не простое стремление, а стремление, осложненное эмоциею, что мо-
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!