Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 84 страница
отталкивание.
Определив состав стремлений вообще, Пфендер переходит к исследова нию важнейшего вида стремлений — хотений. Кроме элементов, входящих в каждое стремление, в хотении есть ряд новых моментов, прежде всего чув ствование возможности осуществить предмет стремления собственною дея тельностью. Где нет чувствования, например, если предметом стремления слу жит «хорошая погода завтра», там мы имеем дело не с хотением, а с желанием, надеждою и т. п. В связи с этим, конечно, необходимо, чтобы мытакже представляли себе эту собственную деятельность и чтобы она тоже сде лалась предметом стремления3. Эта собственная деятельность может быть косвенною, например когда мы стремимся послушать музыку и уговариваем кого-либо сыграть нашу любимую пьесу, или же она может быть определена в момент хотения лишь в крайне общей, неясной форме, например, когда мы стремимся решить задачу, и тем не менее наличность представления о соб ственной деятельности и готовность к ней придает первоначальному стремле нию характерную новую окраску. Состояние сознания, получающееся вслед ствие этого, заслуживает того, чтобы выделить его в особую рубрику и обозначить особым термином. Само собою разумеется, прямого соответствия между хотением и возможностью выполнения его нет. Чрезвычайно часто за гнанные судьбою, измученные неудачами и т. п. люди ограничиваются жела ниями там, где у них могло быть хотение, и наоборот, люди самоуверенные или неопытные проявляют определенно выраженное типичное хотение в отноше нии событий, находящихся на самом деле и прямо и косвенно вне их власти.
|
|
|
|
|
|
|
|
Перечисленными элементами не исчерпывается еще состав тех состо яний, которые Пфендер называет хотениями. Нередко стремление, ослож ненное представлением о собственной деятельности и готовностью к ней
Pfдnder. Phдnomenologie des Wollens.С. 70-81.
См. Пфендер. С. 80.
Там же. С. 82-104.
252
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
наталкивается на представление о каком-нибудь нежелательном послед ствии этой деятельности; тогда мы начинаем колебаться, наше стремление становится связанным. Наоборот, в других случаях, даже и после такого столкновения первоначальное стремление остается победоносным и чув ствование положительного стремления сохраняет или приобретает харак тер «полной или относительной свободы или решительности». Только та кие стремления Пфендер называет хотениями1.
Кроме того есть один элемент, включаемый Пфендером в хотения. Его удобнее всего указать, рассматривая случаи, когда хотение возникает как результат практического (теоретического) обсуждения и выбора. Если пья ница сидит перед стаканом водки и колеблется, не воздержаться ли на этот раз, а потом вдруг эти колебания прерываются тем, что он схватывает ста кан и выпивает водку, то этот поступок не есть результат хотения: в нем нет волевого решения, оно совершается против воли, оно осуществляется победоносною страстью. Иной характер со стороны чувствований имеют те поступки, которым, как и в данном случае, предшествуют борющиеся стрем ления, причем Я сначала колеблется, на которую сторону стать, а потом «становится на сторону одного стремления и, более или менее успешно отталкивая другие стремления, делает одно из стремлений исключительно своим». Поступок, описанный выше, может относиться к второй катего рии, если он закончится выпивкой, например, после такого соображения: «Э, к черту кисло-сладкую мораль! Хочется выпить, так и пей ». Итак, «во левое решение состоит в том, что победоносные стремления суть в то же время стремления, на сторону которых стало Я, или которые оно в конце концов сделало своими. Если наоборот, нами овладеет страсть, то это зна чит, что победили стремления, на сторону которых не стало Я или которые
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!