Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 79 страница
вал «данные мне» и «мои» в зависимости от большей или меньшей представленности в них волевого компонента. Это различие оценивал как удачное С.Л. Франк, использовал Т. Липпс; А.Ф. Лазурский рассмат ривал основанную на этом основании классификацию характеров Лос-ского.
Исключительный интерес представляют воспоминания Лосского («Воспоминания. Жизнь и философский путь»)1, в которых представ лены важнейшие события его жизни в период до 1958 г.; религиозно-философские размышления, встречи с выдающимися людьми своего времени, их портреты, описанные с большим литературным мастерством
|
|
талантом, воссоздают духовный климат европейских стран, Америки
России конца XIX — первой половины XX в.
ВОЛЮНТАРИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ВОЛЕ 2
современной психологической литературе часто слышатся жалобы на то, что никогда еще психология не была в таком неопределенном поло жении, как теперь. Ни одно из основных направлений в ней не пользуется преобладанием. Ассоциационизм уже давно перестал всецело увлекать психологов, хотя и не вымер еще. Интеллектуализм в последнее время
|
|
Вопросы философии. 1991. № 10-12.
Лосский Н.О. Волюнтаристическое учение о воле// Вопросы философии и психологии. 1902. Кн. 62. С. 667-709.
|
|
245
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
очень часто встречает отпор со стороны волюнтаризма, но не падает вследствие этого. Психофизиологическое направление пользуется боль шим успехом, но его материалистический характер вредит свободе ис следования многих чисто психологических проблем. С ним поэтому всту пает в борьбу психология, требующая чисто психологического иссле дования явлений и отвергающая попытки выводить психические явле ния из непсихических (BewuЯtseinspsychologie; сюда можно отнести и психологию, широко пользующуюся понятием бессознательной психо логической жизни).
|
|
Каждое из старых направлений оказало такие очевидные услуги пси хологии, что невольно внушает почтение к себе. Новые теории стремят ся не только переработать содержание психологии, сколько отвоевать себе какую-либо частную область в ней и приобретают эклектический характер. Таким образом, неопределенным становится не только поло жение психологии в целом, но и каждого направления в частности. Меж ду тем некоторые из этих направлений, например волюнтаризм, начина ющий теперь понимать голову, требуют совершенно определенной системы взглядов и могут быть согласованы с результатами исследова ний, произведенных представителями других направлений, лишь путем переработки этих исследований. Поэтому работы, посвященные вопро су, какие системы взглядов необходимо требуются или исключаются тем или другим направлением, могли бы существенно способствовать оцен ке этих направлений. Настоящая работа предпринята с целью подверг нуть именно такому исследованию волюнтаризм. Необходимо для этого направления точки зрения на волю, личность, течение душевных процес сов, связь между душевными и телесными процессами будут изложены
особых почти самостоятельных исследованиях. Первое из них, пред лагаемое вниманию читателя, посвящено волюнтаристическому учению о воле.
I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ВОЛЮНТАРИЗМА
Волюнтаризм есть направление в психологии, утверждающее, что все явления душевной жизни, относимые индивидуальным сознанием на осно вании непосредственного чувства к «Я», протекают по образцу волевых актов, что волевые акты суть типичная форма процессов сознания. Иными словами, в жизни Я нет состояний сознания, а есть только целестреми-тельные акты, поступки. Таково предварительное определение волюнта ризма, еще не обрисовывающее его физиономии, так как каждый из терми нов в этом определении требует особого пояснения.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!