Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 75 страница



 

из него типический или обобщающий анализ.

 

Из сказанного сейчас вытекает важный вывод: несмотря на сравни­ тельную неопределенность и неуловимость активных элементов нашего сознания, для интроспективного исследования оказываются наиболее до­ ступными проявления активности нашего духа. Причина тому понятна: лишь в проявлениях этого рода нашему самонаблюдению и восприятию открыть причинный ряд переживаемых состояний в его важнейших звень­ ях и в его внутреннем значении; оттого только к этой категории явлений с полною плодотворностью прилагаются методы прямого мысленного и


 

239


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

типического анализа. Говоря просто, мы только те психические явления по­нимаем вполне, в которых выражаются наши действия — внешние или внут­ ренние, — наши стремления и побуждения в их взаимной зависимости, наши влечения и чувства; мы только то хорошо понимаем в себе, что зависит от на­ шего собственного Я и выражает его субъективные реакции на окружающий мир, мы видели тому многочисленные примеры. Напротив, те психические со­ стояния, к которым наше сознание относится пассивно, которые ему, так сказать, навязываются извне и помимо его, несмотря на их сравнительно боль­ шую наглядность, гораздо менее открыты интроспективному анализу по от­ ношению к их внутренним связям, управляющим ими законам и вызывающим их причинам. Например, точно установить физическую природу раздраже­ ний, вызывающих те или другие внешние ощущения, на основании одного са­ монаблюдения, очевидным образом невозможно. Что делается в глазу, когда мы испытываем зрительные ощущения? Конечно, простое самонаблюдение при решении этого вопроса ни к чему нас привести не может, кроме самых общих предположений. Или как бы можно было вывести закон Вебера только на основании самонаблюдения? Точно так же невозможно путем интроспек­ ции установить причины наших органических ощущений, возникающих из про­ цессов и изменений внутри нашего организма; будь иначе, диагноз всяких бо­ лезней был бы прост до чрезвычайности. Обращаясь к другой области, нельзя лишь на основании самонаблюдения с уверенностью ответить на вопрос, какие представления еще сохраняются в нашей памяти и какие исчезли из нее на­ всегда. Одинаково нельзя самонаблюдением решить, какие причины вызыва­ ют в нас то или другое содержание наших сновидений, их тусклость или отчет­ ливость, их осмысленность или бессвязность и т. д. Во всех подобных случаях очевидным образом самонаблюдение нуждается в помощи наблюдения внеш­ него и над другими людьми, и над физическими и физиологическими процес­сами в нашем организме вообще.

 

К

 

Теперь, когда нам известны сильные и слабые стороны самонаблюде­ ния, которое все-таки, и это надо очень помнить, остается коренным мето­ дом при нашем знакомстве со своим собственным душевным миром, мы можем остановиться на некоторых предостерегающих правилах, внима­ тельное выполнение которых, быть может, избавило бы психологию от той хаотической пестроты противоречащих друг другу теорий и гипотез, кото­ рою она страдала в течение всей своей истории.

 

Психолог должен избегать исключительного сосредоточения всех сво­ их исследований на наглядных и отчетливых фактах в жизни сознания. Он должен постоянно иметь в виду душевную жизнь в ее действительном целом, со всею ее сложностью, подвижностью, нередко — неуловимостью и неопре-


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!