Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 78 страница




 

243


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

шем уме ничего не было, кроме дикого хаоса противоречивых заблуждений, мы ничего не могли бы ни понять, ни совершить в жизни. А раз мы кое-что о себе знаем, — а в будущем, вместе с умственным и духовным ростом челове­ чества, можем надеяться узнать и еще больше, — то мы, несомненно, можем систематизировать свое знание, установить градацию и связь между более или менее общим, и более или менее достоверным. И, конечно, мы это сделаем тем лучше, чем менее будем подчиняться предвзятым взглядам на дело. С другой стороны, принципиальная оценка главного источника и предмета психологи­ ческих споров может значительно смягчить противоречивость и шаткость от­ дельных психологических обобщений. Такое систематическое, по обдуман­ ному и ясно сознанному методу построенное знание о нашей душе не имеет ли все логические права быть названным наукою?

 

Однако совсем другой вопрос, может ли психология стать наукою в том точном, — употребляя выражение Дюбуа-Реймона, — астрономическом смыс­ ле, в каком мы называем науками механику или физику? Дойдет ли когда-нибудь психология до такого совершенства, что будет безошибочно предска­ зывать, в какой час и минуту в данном человеке возникнет та или другая идея или будет им совершен тот или иной поступок, — подобно тому как астроном предсказывает, когда должно быть затмение Луны или Солнца? На это надеж­ да в самом деле очень плохая. Но разве только для одной психологии? Есть ли хоть малейшая вероятность, чтобы такой астрономический облик получили когда-нибудь история или социология? Достигнет ли его когда-нибудь биоло­ гия — ведь теперь ей еще очень далеко до этого. Помимо всего другого, такой астрономический облик немыслим там, где наше познание имеет дело с не­ ограниченною сложностью данных. В этом смысле нужно признать, что не­которые науки самым существом своих задач осуждены быть не точными и не астрономическими. Науки о духе относятся к этой категории наук. Означает ли это, что мы должны от них отказаться? Ведь неточное и не могущее давать абсолютных предсказаний знание не значит еще ложное знание.

 

Не надо забывать и важного преимущества в науках о духе. В психологиче­ ской области мы не имеем исчерпывающих и математически предопределяющих ход явлений формул, но зато нам открыта внутренняя качественная сторона этих явлений: мы с абсолютною достоверностью знаем, что значит думать, хотеть или чувствовать. В науках точных наблюдается нечто обратное: в них формулы даны в изобилии, но зато они только в сущности и даны. Формулы действия электриче­ ства, например, установлены с поражающей строгостью, но разве не загадка, что такое само электричество, — разве тут все нам ясно и теперь? Формулы движения тел даны. Но что такое тело, что такое вещество, что такое движение, что такое пространство? Ведь это все загадочные, неизвестныеданные, и когда для нас наста­ нет их абсолютное понимание, да и настанет ли когда-нибудь?


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТЮЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

Н.О.ЛОССКИЙ:

 

ПСИХОЛОГИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОЛЮНТАРИЗМА

 

 

Лосский Николай Онуфриевич (1870-1965) —философ. В 1922 г. выслан из России, жил в Праге и Братиславе, в 1945 г. переселился во Францию,

 

1946 г. жил в США, с 1960 г. — во Франции. Умер в Париже. Философская система — «органиче­ ский идеал-реализм» — включала в качестве раз­ дела психологию и антропологию, с которыми свя­ зано начало его научной биографии: философ-ско-психологическая магистерская диссертация «Основные учения с точки зрения волюнтариз­ ма» (1903). В пределах психологической жизни различал два типа состояний, которые назы­


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!