Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 74 страница
VIII
Теперь мы ознакомились с важными достоинствами и недостатками самонаблюдения или интроспективного метода в психологии. Его основ ное достоинство в том, что для него душевные факты являются в своей настоящей реальности и что внутренняя связь между ними в очень многих случаях непосредственно открыта для нашего прямого усмотрения. Его недостатки коренятся в том, что психические явления очень неустойчивы и непрерывно протекают во времени, что их нельзя измерить, что они далеко не сполна воспроизводятся в нашем воспоминании, что их нельзя наблю дать в момент их совершения, не изменяя их хода, наконец, что многие из них, и даже особенно важные по своей роли в общем обиходе психической жизни, оказываются по своему внутреннему существу неопределенными, лишенными чувственного облика, не имеющими отчетливой наглядности для нашего внутреннего восприятия. Из этих свойств нашего самосозна ния можно вывести некоторые руководящие и предостерегающие правила психологического исследования, поскольку они ведутся интроспективным методом. Я укажу важнейшие между ними.
|
|
|
|
К нашему самонаблюдению невозможно применение строгой науч ной индукции с экспериментальными методами, при поступлении связей и последовательностей между явлениями. Строгий эксперимент вообще для самонаблюдения недоступен. В нашем душевном мире нельзя вызывать явлений по произволу или даже если мы этого в отдельных случаях дости гаем, никогда нельзя быть уверенным в том, что все обстоятельства опыта нам известны. Для самонаблюдения оказывается применимою только про стая, популярная индукция, но и по отношению к ней мы не можем быть убеждены (ввиду плохой воспроизводимости и неуловимости отдельных психических фактов), что все данные приняты нами во внимание.
|
|
|
|
Для самонаблюдения является широко открытым метод мыслен ного анализа, в значительной степени восполняющего и дополняющегоиндукцию в ее обычном смысле. Факты душевной жизни между всеми яв лениями действительности отличаются тем, что в них нам нередко бывает открыта их внутренняя связь. Через это в ней отдельные наблюдения дают гораздо более, чем в других сферах знания. В каждом отдельном случае такой непосредственно ясной связи мы можем уследить, что в нем перво начально и что производно, что причина и что следствие, в чем условие и что
238
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТЮЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
дано как обусловленное, в чем выражается активность духа и в чем, напро тив, сказывается его пассивность. Всего этого мы достигаем через простое различение отдельных данных, присматриваясь к тому, что совершается в нас, это значит, что простое самонаблюдение дает нам во многих случаях прямо то, что в науках о внешней природе достигается лишь строгим и де тальным применением методов экспериментального исследования: в са мом деле ведь вся задача экспериментальных методов заключается в уста новлении причинной связи явлений.
Детальное усвоение всех малейших перипетий психического про цесса для самонаблюдения (ввиду неполноты воспроизведения прошлых явлений) вообще мало доступно. Зато, вследствие сейчас указанной воз можности мысленного анализа отдельных фактов по их внутреннему зна чению и смыслу, в сфере самонаблюдения мы способны сразу схватывать типические черты явлений. Оттого психолог до некоторой степени оказы вается в положении геометра: как геометр, всесторонне исследуя отдель ные примеры, приходит к самым общим заключениям о линиях, углах и фигурах, так и психолог, мысленно сосредоточившись на отдельных ду шевных актах, может усматривать и оценивать их типические свойства и отношения. В самом деле, при известной доле проницательности, человек, даже и не знающий логики, мог бы построить ее основные законы и правила, просто вдумываясь в смысл какого-нибудь одного сложного рас суждения и мысленно выделяя мотивы, движущие ходом заключений в нем; ведь и исторически логика возникла из анализа отдельных конкретных ло гических актов. Точно так же, пережив один какой-нибудь порыв сильного чувства, дотоле нам незнакомого, мы не только будем знать, что оно в нас вызвало в этом отдельном случае, но будем знать и то, чего можно ждать от этого чувства в будущем или от других людей, когда оно ими овладеет. Кто испытал сильную борьбу между голосом совести и могущественными по буждениями личного интереса и выгоды, тот знает, чего эта борьба стоит, какой твердой воли требует и на какие хитрые софизмы пускается наш эго изм, чтобы отстоять себя. Другими словами, он будет иметь о подобных положениях типическое знание. Таким образом вот два мощных орудия интроспективной психологии: прямой мысленный анализ и вытекающий
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!