Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 69 страница
другой стороны, Джемс выставляет свой знаменитый парадокс: мы опе-
231
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
чалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что кого-нибудь бьем, боимся, потому что дрожим, а никак не наоборот; всякое чувство есть только сопровождающее обстоятельство, ничего от себя не прибавля ющее добавление к физиологическому процессу.
этом убеждении, что в нас ничего нет, кроме ощущений и представ лений о них, несомненно, есть своя законченность и простота. Но возника ет невольное и неразрешимое недоумение: отчего тогда наши ощущения имеют то, что в психологии называется тоном? Отчего эти совсем пассив ные отражения слепых и равнодушных физических процессов приятны нам или неприятны, окрашены удовольствием или страданием? Откуда это бе рется и зачем? По основному закону эволюции, в живых существах разви ваются только такие свойства, которые им полезны. Но какая нам польза от наших страданий, болезней, мучительных размышлений, усилий борю щейся воли, угрызений совести, — если они ничего не могут изменить в наших поступках, всегда совершаемых с абсолютным автоматизмом? Мож но, пожалуй, спросить и общее: зачем вся психика в нас, если ей нигде и ни
|
|
|
|
|
|
чем не принадлежит никакой реальной роли? Помимо всего другого, уже одни эти простые соображения лишают рассматриваемый взгляд всякого правдоподобия.
VII
Дальнейший пример я возьму из области того великого спора, начало которому было положено еще в Средние века: я разумею спор между но миналистами и концептуалистами или универсалистами. Универсалисты учат, что в нашем уме кроме представлений о вещах существуют поня тия о них, как некоторые совсем особые психические образования суниверсальным содержанием, с помощью которых мы и мыслим все общие положения и истины. Например, мы не только имеем представление об от дельных людях, но и понятие о человеке вообще, у нас не только есть пред ставление о том или другом треугольнике, но и понятие о всяком треуголь нике вообще и т. д. Не будь этих универсальных концепций в нашем разуме, наша обобщающая мысль была бы невозможна.
|
|
Номиналисты отвечают на это, что мы можем воображать и представ лять только отдельные предметы, только частное содержание со всеми его индивидуальными особенностями в данный момент. Мы никогда не мыс лим человека вообще, а всегда представляем какого-нибудь определенно го человека или определенных людей с известными особенностями лица, фигуры, цвета волос и т. д. Мы никогда не мыслим треугольника вообще, который не был бы ни велик, ни мал, ни прямоуголен, ни остроуголен, ни тупоуголен; представить что-нибудь подобное совсем невозможно. Мы всегда имеем в голове какие-нибудь определенные треугольники с опреде-
232
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
ленными свойствами. Общность нашей мысли заключается не в ее собствен ном содержании, а в одинаковости употребляемых нами названий и слов. Словом человек мы обозначаем всякого человека. Поэтому, говоря что-нибудь о людях, мы предполагаем, что и думаем о чем-то обнимающем все человечество. На самом деле этого вовсе нет — в нашем уме всегда бывают даны только образы отдельных людей, и наша мысль всегда обращается с ними. То же самое следует сказать и о всех других общих суждениях. Ког да мы их произносим, в нашем уме капризно мелькают отдельные образы, факты, ощущения и ничего больше. К ним сводится все содержание нашей мысли.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!