Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 65 страница
некоторой мере эта способность сказывается у нас в каждое мгновение нашего духовного бытия. Ясное самосознание проявляется в нас далеко не всегда, но если отчетливое самосознание в нас нередко отсутствует, неко торая степень самочувствия все-таки должна быть дана во все моменты нашего внутреннего существования. Если мы совсем не чувствуем себя, мы не можем чувствовать и ничего другого, — это следовало бы считатьнепреложной истиной психологии. Пользуясь этой силой самораздвоения, мы можем одновременно явиться и деятелями, и зрителями своего душев ного процесса. При известном навыке и самообладании мы можем при сматриваться к протекающему внутри нас потоку психических изменений
|
|
по горячим следам схватывать и отмечать все их оттенки.
все же этот способ наблюдения за собою в самый момент пережива ния психических фактов далеко не заменяет анализа психической жизни при помощи воспоминания. Прежде всего самонаблюдение в момент пере живания по необходимости должно иметь очень узкий кругозор: мы долж ны стараться ограничить свой анализ лишь тем содержанием, которое дано в настоящем. Я уже не говорю о том, что такая задача, по существу, невы полнима до конца: настоящее неудержимо переходит в прошлое и, стало быть, на нем нельзя сосредоточиться как на таковом: всякий психический факт, как бы несложен и короток он ни был, неизбежно имеет некоторую длительность, и, следовательно, для нашего сознания в нем непременно
|
|
|
|
Но едва ли кому-нибудь удастся (по крайней мере в нормальных условиях) вполне адекватно и с совершенной отчетливостью вообразить сильный запах гноя, совсем разложившегося трупа и т. п. Дело в том, что весьма существенным элементом ощущений последней категории является неотделимое от них отвращение к ним. Их так же трудно вообразить себе, как трудно живо вообразить тошноту, когда не тошно.
|
|
226
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
даны вместе с настоящим содержанием и его протекшие моменты. Нельзя воспринять абсолютно мгновенного. Всякое наше внутреннее восприятие какого бы то ни было психического содержания есть синтез целого ряда моментов. Если мы, например, переживаем зрительное ощущение, то сна чала мы имеем только общий толчок в сознании, который еще не приурочи ли ни к какому определенному факту нашей психической жизни. Далее оно является нам как впечатление зрительного характера вообще, но так же еще весьма неопределенное; затем уже мы его внутренне определяем как некоторое качество (тот или другой цвет) и, обыкновенно, лишь после этого мы способны усмотреть форму того, что видим. Эти моменты проте кают очень быстро друг за другом, но все-таки различаются между собой. Аналогичные соображения относятся и ко всякому другому психическо му состоянию.
Но и помимо этих неизбежных ограничений, самонаблюдение в насто ящий момент и в пределах данного в нем содержания ведет к очень серьез ным недостаткам в получаемых результатах. Здесь мы встречаемся с фак том огромной важности: психические события в нас, при внимании к ним
нашей стороны, текут совсем иначе, чем когда такого внимания нет. Сосредоточенное наблюдение действует на происходящие в нас процессы ослабляющим или усиливающим, вообще искажающим их образом. По ложим, мы хотим заметить, как мы сердимся, и в момент гнева начинаем усиленно наблюдать за собою, — мы, конечно, этим путем не узнаем, как мы обыкновенно сердимся. Ставши сами над собой посторонними наблю дателями, мы лишим наше чувство и его силы, и его цельности: уже не оно будет владеть нами, а мы им. Поэтому мы или вовсе не увидим того, чего ожидаем, или будем сами перед собою разыгрывать роль сильно сердяще гося человека, но без соответствующих ощущений. Или, положим, мы за хотели наблюсти во всех подробностях, как мы размышляем о каком-ни будь вопросе. Будет великим самообманом с нашей стороны, если мы подумаем, что в этом случае мы воспримем наш мыслительный процесс в том виде, в каком он должен совершаться всегда. Напротив, он сразу обле чется в необычные формы: он сделается вялым, неустойчивым, прерывис тым. Ровно настолько, насколько мы заинтересуемся самонаблюдением, потеряет в интересе тот вопрос, разрешение которого мы в себе наблюда ем. Наше внимание будет разрываться между различными задачами, и мы испытаем довольно мучительное внутреннее раздвоение. Результат нашей умственной работы под усиленным собственным контролем едва ли будет обладать серьезною ценностью: избыток контроля неизбежно ослабит энер гию нашей мысли. Аналогичное следствие получится и в том случае, если мы захотим, например, сосредоточенно наблюдать, как именно мы получа ем от чего-нибудь удовольствие. Удовольствие необходимо мы получим тем меньшее, чем больше будем себя развлекать и отвлекать наблюдением.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!