Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 62 страница




 

221


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

отношениях и прямо неверное зеркало пережитого нами. Не говоря уже о бес­ численных индивидуальных различиях в устройстве памяти у отдельных лю­ дей, — наша способность воспоминания уже по своим основным свойствам обладает важными недостатками как общего, так и специального характера. Главный ее общий недостаток состоит в неполноте воспроизведения пережи­ тых процессов. Память наша сохраняет только наиболее резкие и яркие мо­ менты в них. Например, мелкие детали, хотя они иногда могут иметь очень существенное значение, обыкновенно теряются для нас бесследно. Это может испытать на себе каждый, кто, пережив что-нибудь, особенно заинтересован в том, чтобы вспомнить все подробности протекающего события: он очень ско­ ро с грустью убедится, что весьма многие пункты в припоминаемой картине оказываются пустыми и темными. Таким образом, наша память очень многое пропускает в пережитой нами действительности. Ее другой недостаток в том,что она нередко положительным образом искажает наше прошлое. В этом отношении, например, приходится иметь дело с тем, что можно назвать тен­ денциозностью нашей памяти. Моменты тяжелые или постыдные в нашемпрошлом обыкновенно плохо удерживаются памятью, — подчиняясь некото­ рому побуждению самосохранения, она как бы убегает от них: мы стараемся о них забыть. Напротив, моменты приятные или хотя и безразличные, но инте­ ресные своим разнообразием запоминаются нами хорошо. Оттого между про­ чим наша память в общем имеет наклонность к невольному оптимизму, что сказывается в любопытных аберрациях памяти: самые тяжелые периоды на­ шей жизни иногда не только вспоминаются потом с удовольствием, но серьез­ но рассматриваются самими воспоминающими, как время для них очень счаст­ ливое или даже как самое счастливое время в их прошлом. Вероятно, многим приходилось слыхать от людей, бывших на войне и испытавшим при этом са­ мые тяжелые ощущения горя, страха, отчаяния, холода, голода, быть может, жестоких физических страданий от болезней и ран, что это все-таки было са­ мое счастливое время их жизни. Как объяснить этот факт? Сказывается ли в такой оценке просто следствие приятного контраста между прежними волне­ ниями и теперешним спокойствием, который заставляет думать о пережитых бедствиях с удовольствием? Едва ли дело только в этом: ведь тогда все-таки сохранялось бы сознание о бедственности прошлого. Скорее здесь мы имеем более сложный случай: тяжелые моменты былого времени в памяти испытав­ ших их потускнели и сгладились, а то, что было в нем привлекательного, — разнообразие впечатлений, подъем душевной энергии, необычайная полнота жизни, — это все не только осталось в воспоминании, но, быть может, даже и выросло против своего действительного уровня. В самом деле, надо считаться

 

с этим последним фактором: на помощь памяти слишком часто приходит воображение и дополняет от себя забытые моменты событий. Оно нечувстви­тельно переделывает прошлое, или украшая его или, напротив, омрачая, смот­ ря по нашему настроению. Оттого на свете так много бессознательных лгунов.


 

222


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

Рядом с этим приходится указать на важные специальные недостатки нашей памяти. Далеко не все психические состояния, при равных услови­ ях, воспроизводятся в нашем воспоминании одинаково хорошо. Напротив, здесь существует огромная градация ступеней. Если, например, мы обра­ тимся к ощущениям, то заметим, что мы сравнительно хорошо воспроизво­ дим в памяти цвета, оттенки, видимые формы, движения, звуки и их различные сочетания. Но ощущения так называемых низших чувств воспроизводятся уже гораздо хуже. Попробуем, например, со всею отчетливостью вспом­ нить вкус или запах даже какого-нибудь очень знакомого нам вещества или предмета и мы скоро почувствуем внутреннее затруднение. Мы заме­ тим, что в нашем воспоминании не хватает чего-то очень существенного. Если дело идет о запахе, то мы хорошо вспомним его действие на дыхание (удушлив он или нет), вспомним его осязательное или органическое дей­ ствие (острый он или нет), вспомним его отношение к нашему самочувствию (приятный он или неприятный); но самая суть запаха, его непередаваемое внутреннее качество, которое мы однако отлично знаем, пока предмет ню­ хаем, от нас куда-то ускользнет. Если от него что и останется в нашем со­ знании, то нечто весьма неясное, тусклое и неопределенное1. То же самое относится и к вкусу. Попытаемся вспомнить вкус черного хлеба так же ясно, как мы, положим, вспоминаем цвет его. Опять и это едва ли удастся нам; мы вспомним не самый вкус, а скорее его сопровождающие обстоя­ тельства: вяжущее действие на рот, обонятельное воздействие на дыха­ тельный процесс и т. д. Но то, что во вкусе есть самого существенного, опять внутренне куда-то уплывет от нас или получит очень неясный облик.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!