Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 58 страница
д. Во всех подобных случаях ( а их можно было бы привести очень много) для нас не может быть сомнения, где причины и где следствия в пережива емых нами состояниях и совершаемых нами действиях. Мы безусловно уверены, что если бы мы не хотели заданного руке движения, она сама от себя не совершила бы его. Мы очень хорошо знаем, что если бы мы не нена видели, мы и не хотели бы сделать нашему ближнему неприятности. Мы не менее хорошо знаем, что если бы данная задача не интересовала нас ни в каком отношении, мы не стали бы над ней трудиться. Во всех подобных
|
|
216
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
примерах причинная связь между явлениями не только угадывается или выводится, она прямо и непосредственно усматривается и переживается. Для человека, желающего насолить своему заклятому врагу, незачем об ращаться к учебникам психологии или объяснениям людей, умудренным житейским опытом, чтобы понять причину своего желания: об этом ему лучше всего скажет его собственное сердце.
|
|
Таким образом, последовательность психических событий в нас пред ставляет три главных типа: 1) в следовании психических событий друг за другом мы не только не наблюдаем ничего, кроме простого следования, но ничего больше и не предполагаем. Причину каждого данного звена ряда мы полагаем не в предшествующих душевных фактах, а вне психической сферы, — в физических процессах вне нашего организма или внутри его. Сюда относится весь наш чувственный опыт, так протекают все наши ощу щения. 2) хотя мы наблюдаем только следование психических событий друг за другом, иногда для нас довольно неожиданное, мы все-таки предполага ем ту или другую внутреннюю причинную связь между ними. Сюда отно сятся факты возникновения воспоминаний, внезапного пробуждения но вых мыслей, случайной и непроизвольной игры нашего воображения и т. п.
|
|
|
|
мы не только внутренне наблюдаем следование психических фактов друг за другом, но и причинную связь между ними. Каким же общим свойством отличаются факты этой третьей группы? Во всех них можно отметить два признака: во-первых, полное логическое соответствие между содержани ем причины и содержанием следствия (одно, оказывается, выводим из дру гого). В самом деле, когда мы известным определенным образом движем нашей рукой, воспринимаемое нами движение руки есть только изображе ние или повторение того движения, которое мы задумали раньше. Когда из жалости мы кому-нибудь помогаем, смысл наших действий находится в полном соответствии с нашим общим желанием облегчить чужие страда ние наиболее пригодным для того путем. Когда мы обдуманно и сознатель но решаем какую-нибудь задачу, приемы нашего решения представляют логически неизбежное следствие самого существа задачи. Так, по крайней мере, бывает во всех тех случаях, когда мы поступаем целесообразно, т. е. верно понимаем условия, в которых нам приходится действовать. Однако
в тех случаях, когда мы заблуждаемся, наши действия находятся в пол ном логическом соответствии и с нашими желаниями, и с нашими ошибка ми в оценке обстоятельств дела. В этом смысле всякие сознательные по
ступки человека имеют по крайней мере субъективную целесообразность. Во-вторых, непременным признаком фактов рассматриваемой группы яв ляется наличность воли и деятельных стремлений: во всех приведенных сейчас примерах непременно присутствует наша воля — или в начале или в середине процесса, — и непременно присутствуют движущие нами дея тельные стремления и побуждения. Понятие деятельности, активнос-
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!