Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 55 страница
некоторой ограниченности и случайности задач, которые она себе стави ла до сих пор. От экспериментальной психологии, по-видимому, прежде всего можно ждать решения проблем двоякого рода: 1) точного установле ния связи между физиологическими и психическими состояниями (наибо лее ценное приобретение в этой сфере представляет закон Вебера-Фехне-ра о характере зависимости возрастания ощущений от возрастания раздражений2; 2) исследования отдельных душевных способностей и фак тов в произвольно избранных нами обстоятельствах. Наиболее могуще ственным орудием в этой области исследований до сих пор является гипно
|
|
тизм с открытою в нем силою внушения.
Но все же надо постоянно помнить, что методы всех этих дисцип лин суть только вспомогательные для коренных задач психологии. Окон чательный ключ ко всему лежит все-таки в самонаблюдении и в том, что дает оно. Только проверяя показаниями собственного внутреннего опы-
|
|
См. мою статью «Спиритуализм, как психологическая гипотеза ».( «Вопросы фил. и псих. ».Кн. 38).
Важное место между способами экспериментального изучения душевных явлений занимает психометрия, т. е. измерение душевных процессов. Однако и относи тельно этой области исследований можно сказать, что она пока мало оправдала вызванные ею надежды. 1) В ней не получено каких-нибудь бесспорных результа тов принципиального характера. 2) Устанавливаемые в ней цифры значительно ко леблются у разных исследователей. 3) Смысл этих цифр оказывается весьма про блематичным. Вчастности, когда пытаются определить время какого-нибудь одного психического процесса, на самом деле обыкновенно получают время целого ряда последовательных процессов. Например, когда пытаются установить время про стой сенсориальной реакции, в действительности определяют время не только этой реакции, но и тех сопровождающих ее процессов логического, волевого и эмоцио нального характера (соображений о задаче опыта, решения сделать или не сделать данное движение и т. п.), без которых самый эксперимент был бы невозможен.
|
|
|
|
212
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
та и переводя на его язык, мы можем уразуметь внешние данные о чу жой психической жизни. Эти данные прежде всего важны тем, что по зволяют нам возвыситься над своею индивидуальною ограниченностью, отличить наше особенное от общечеловеческого в нас, но все же чужие душевные состояния мы понимаем только тогда, когда нашли нечто им аналогичное в самих себе: внешнее наблюдение полезно тем, что застав ляет искать этих аналогий в самонаблюдении и понимать их цену. Но если б наше самонаблюдение совсем замолкло или если б мы совсем отвернулись от него, внешнее наблюдение ничему бы не научило нас о душевных фактах. У отдельных философов и ученых неоднократно воз никала мечта совсем покончить с интроспективною психологиею и все цело заменить ее физиологией мозга и нервной системы. Из этой мечты ничего не выходило и никогда ничего не выйдет — нетрудно видеть по чему. Вообразим, в самом деле, наблюдателя, не принадлежащего к че ловеческому миру (положим, жителя какой-нибудь высшей планеты), который обладает такой тонкой чувствительностью, что он видит наш мозг насквозь, во всех его мельчайших движениях, изменениях и про цессах, и который при этом одарен высоким и проницательным умом. Но представим себе, что он не имеет никакого понятия о том, что люди переживают внутри себя, — об их ощущениях и мыслях, об их желани ях, об их любви и ненависти, об их страданиях и радостях. Что же? Созерцая человеческий мозг во всех подробностях того, что в нем дела ется, узнает ли он человеческую психологию и поймет ли человеческую душу? Очевидно, нет. Он увидит бесконечно сложные движения беско нечно многих и разнообразных частиц, составляющих наши нервы и нервные центры, некоторые из этих движений будут ему дотла понятны во всех своих перипетиях, некоторые в своем окончательном направле нии, быть может, покажутся ему загадочными, но откуда он узнает, ка ким из этих движений соответствуют ощущения, каким — понятия ра зума, каким — наши чувства, каким — те или другие страсти? Эти частицы мозгового вещества обладают определенными механическими, физическими и химическими свойствами, но на них вовсе не написано, отвечают ли они в своих переталкиваниях ощущениям или мыслям, же ланиям или отвращениям. Между тем физиолог, совсем отказавшийся от интроспективного метода, попадает в положение этого предполагае мого небожителя, только с тою важною разницею, что он далеко не име ет исчерпывающего и полного познаниях о процессах в мозгу: но точно так же и он в движениях мозга ничего не может увидеть, кроме движе ний. Поэтому на практике физиологи, пытающиеся строить психоло гию на чисто физиологических данных, всегда отправляются от какой-нибудь заранее усвоенной психологической системы и группируют физиологический материал сообразно с ее требованиями и предполо-
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!