Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 52 страница
Из этого вытекает огромное метафизическое значение психологии: метафизика или онтология есть та область философии, которая стремится понять существующее в его настоящих, истинных признаках, как оно есть само по себе, помимо тех искажающих добавлений, которые вносятся
него для нас ограниченностью и условностью форм нашего чувственного восприятия и опытного знания. И вот если мы где-нибудь имеем такой опыт, содержание которого не искажается никакими субъективными изменени ями и добавлениями или в котором непосредственно раскрыта некоторая совсем подлинная реальность, то это только в психологии. И, наоборот,
|
|
психологии такая реальность дана самым несомненным образом. По от ношению к фактам нашего сознания потому уже· не может быть речи о субъективных искажениях и прибавлениях, что в них мы имеем дело имен но с субъективным как таковым: в чисто субъективных вещах ложное их восприятие представляет нечто по существу немыслимое. Допустим даже, что все наши воспоминания о прежде пережитых состояниях ложны и при зрачны, что на самом деле нет ни времени, ни нашего прошлого; все же в нас бесспорно дано усмотрение этих призрачных вещей, и наличность этого усмотрения в нас уже никак нельзя считать субъективным обманом. Что непосредственно испытывается сознанием, то очевидным образом есть именно так, как оно сознается, — против этого принципа не может быть никаких серьезных возражений. А если в самих себе мы познаем нечто бес спорно действительное, то этим устанавливается весьма большая вероят ность того, что правильно и осмотрительно, исходя от непосредственно известного в себе, мы можем понять, хотя бы в самых общих очертаниях и признаках, внутреннюю действительность и всяких других вещей. Чтобы заранее осудить возможность такого аналогического понимания по самим себе всякой другой реальности, нужно предположить абсолютную внутреннюю разрозненность реального мира или (что сведется к тому же) совершенную неприложимость к нему каких бы то ни было логических категорий и точек зрения. Но если только мировая жизнь обладает каким-нибудь единством, если существует хотя какая-нибудь однородность и внутреннее подобие в эле ментах действительности, мы с полным логическим правом можем надеяться, отправляясь от самих себя, постигнуть внутреннюю суть того, что кажется
|
|
|
|
|
|
208
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
нам внешним. Как я уже говорил в другом месте1, в таком случае «познанию достаточно иметь хотя одну твердую точку, ему довольно в ней одной встре титься с истинною действительностью, чтобы оно уже не было сплошною иллюзией и обманом, чтобы оно оказалось в состоянии постигнуть всю ре альность в ее основных очертаниях, — конечно, если оно правильно оценит то, что в этой точке ему открылось».
Казалось бы, в этой непосредственной очевидности и достоверности психических данных заключается очень много обещающее преимущество психологии пред другими науками. А что из него вышло для нее? Ведь до сих пор многие весьма разумные люди и с самыми серьезными основания ми готовы сомневаться даже в самом существовании психологии, как на уки. Правда, за последнее время в ней возникли некоторые отдельные об ласти, разработанные сравнительно точно; но все они относятся к сфере психофизических и психофизиологических исследований, в которые фи зическими и физиологическими приемами изучения внесено, конечно, го раздо больше, чем специально психологическими методами. Во всяком слу чае они представляют как бы маленькие оазисы среди хаоса противоречащих друг другу обобщений, враждующих гипотез, неполных описаний. Того, кто в первый раз знакомится с психологической литературой, должно по ражать, как мало в ней установленного и бесспорного, и какие слабые сто роны обнаруживает в ней даже то, что составляет первый шаг в каждой науке, — простое описание фактов.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!