Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 47 страница
Итак, необходимость исключает произвольность и случайность толь ко в отвлеченном смысле; в действительности они существуют рядом, не мешая друг другу, потому что в ней на первом плане не отвлечения и обоб щения, а единичные факты и их взаимные единичные отношения. Но эти факты и отношения, пройдя чрез процесс мышления, отпадают.
Человек имеет дело только с сочетаниями условий. Он принимает де ятельное участие в разложении одних из них, в образовании новых и в этом смысле сам творит необходимость и судьбу. Тайна произвольных действий состоит вовсе не в невозможной и немыслимой отмене законов природы, материальной или психической, а только в разложении и сочетании усло вий, которые необходимо, роковым образом, производят известные мате риальные или психические явления и факты. Большим или меньшим знани-
|
|
|
|
200
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
ем и пониманием законов таких сочетаний и их последствий, большим или меньшим искусством и умением разлагать и составлять такие сочетания и определяется степень культуры. Чем человек менее развит, чем менее в нем выработаны психические элементы, тем он более зависит от данных сочетаний условий, тем пассивнее к ним относится; но по мере того, как психическая жизнь в нем развивается, он относится к ним все самостоя тельнее и самодеятельнее, заменяя их своими, произвольными, и тем устра няя одни явления, вызывая другие, ему нужные и желательные. Пределы такого творчества человека, конечно, существуют; но мы до сих пор их не знаем; по мере его развития они отодвигаются все далее и далее.
|
|
|
|
Из сказанного следует, что все, что нас окружает, не есть произведение одной роковой необходимости или случайности, а вместе, и в значительной степени, плод нашей произвольной и свободной деятельности. Человек пре образует природу, общественную и психическую жизнь, не отступая ни на йоту от законов, которых изменить не властен. История каждого человека, народа и всего рода человеческого есть постепенное накопление и наслоение сочетаний условий необходимых, случайных и произвольных, с возрастаю щим, более и более успешным стремлением упразднить или по крайней мере уменьшить число или хоть ослабить действие сочетаний, образовавшихся помимо участия человека, необходимых и случайных, и наоборот, создавать, умножать и упрочивать произвольные, образованные им самим. Одно не знание и непонимание смысла истории и вообще хода человеческих дел мог ло внушить ложную мысль, будто все то, что совершается, так и должно было совершиться и иначе не могло быть. Преклонение перед свершившим ся фактом, перед торжествующей силой бывает очень часто полезно и даже справедливо практически, ввиду данных обстоятельств; но оно совершенно ошибочно теоретически и, как общий принцип, не выдерживает критики. Деятельное участие человека в ходе истории, в развитии общественности отнимает у них характер безусловной необходимости, значение механиче ского процесса. Человек всюду вносит свои сочетания данных и условий, которые изменяют положение дел. Из тысячи возможных сочетаний он вы бирает то или другое, которое не всегда непременно бывает самое лучшее и наиболее пригодное для достижения известной, желаемой цели. Потому-то деятельность человека и подлежит суду, и вопрос, что было бы, если б исто рические деятели поступили так, а не иначе, совсем не так суетен и беспло ден, как в наше время привыкли думать. Наука, рано или поздно, должна признать за историческими деятелями личную инициативу, их способность
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!