Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 43 страница
Итак, психическая свобода, составляющая необходимое условие про извольной деятельности, является результатом целого длинного ряда ос вобождений, начало которых скрывается в необходимом, роковом действии на душу различных влияний, но которые, вследствие особенностей душев ного организма и психической жизни, рождают в душе самостоятельность
самодеятельность. Эти черты, вызванные сперва необходимостью, впос ледствии развиваются и укрепляются опытом, упражнениями, навыком и обращаются как бы во вторую природу, почему и были приняты идеалиста ми и метафизиками за прирожденные свойства души, неподлежащие даль нейшему анализу. Здесь главная причина недоразумений, которым учение
|
|
произвольной деятельности до сих пор подает повод. Отрицание произ вольных поступков и свободы было ответом на догматическое их объясне ние метафизиками и идеалистами и естественным последствием призна ния особого принципа воли, как коренной, прирожденной способности души. Эти недоразумения отпадут сами собою, лишь только мы признаем самостоятельность и самодеятельность души за результат, высшую точку постепенного и последовательного развития психического организма и душевной жизни. В самом деле, для принципа психической самостоятель ности и свободы как особого начала человеческой деятельности нет места в науке. Все первые движения психической жизни запечатлены материаль ными элементами, совершаются под влиянием материального мира и по его законам; только существование психического организма с его особыми свойствами даст этому действию и этим влияниям другой оборот — произ водить ряд новых явлений, неизвестных в материальном мире. Оттого, пока психический организм не развился и не окреп, душевная жизнь едва-едва
|
|
|
|
|
|
τ 195
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
себя заявляет. Долго душа не имеет другого содержания, кроме того, кото рое получает чрез внешние впечатления; долго она не сознает ни себя, ни того, что в ней совершается. Точно так же и деятельность ее сперва ограничивается одними непроизвольными действиями, вызываемыми внешними, материаль ными влияниями. Но по мере того как душевный организм растет и крепнет, все это изменяется, а с тем вместе созревает его самостоятельность и самоде ятельность. К внешним впечатлениям прибавляются психические, внутрен ние, возможные лишь с той минуты, когда душа приходит к более и более яс ному и отчетливому сознанию самой себя и того, что в ней содержится и происходит. В сфере деятельности этот постепенный рост души выражается в том, что рядом с непроизвольными действиями, вызываемыми внешними вли яниями, появляются действия произвольные, возникающие по инициативе са мой души, независимо от внешних побуждений. Воспитанная влияниями и не обходимостью, душа получает навык обращаться на себя, жить с собою, без помощи внешних толчков и побуждений. Условием для такого сосредоточе ния психической жизни на самой себе служит то, что, выработавшись сначала
помощью внешних влияний, она получает свое собственное содержание и, обращаясь к нему, обращается уже к самой себе, потому что это содержа ние находится не вне ее, а в ней самой. Здесь источник и ее самодеятельности; ибо, обращаясь к тому, что в ней заключается, душа благодаря ее двойствен ности обращается на себя, другими словами, душевная деятельность и пред мет, на который она направлена, совпадают, тожественны.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!