Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 41 страница



 

способности души раздвояться, оставаясь нераздельной, должно, как мы думаем, искать объяснения и тех разнообразных состояний, когда человек, умышленно и сознательно, противоречит самому себе: чувствует

думает одно, а говорит и наружно показывает совсем другое.

 

Произвольная деятельность предполагает, что вся жизнь души не ис­ черпывается мыслями, обобщениями и отвлечениями, которые в ней за­ ключаются, но имеет, кроме того, еще и особое, независимое от них суще­ ствование. Следовательно, центр произвольной деятельности должен находиться в самой душе, из нее самой должен идти толчок, превращаю­ щий безразличную, холодную мысль в мотив деятельности. Только при таком условии возможно произвольное ее отношение к мыслям, отвлече­ ниям и обобщениям. Условие это дано в самом устройстве психического организма. Мы видели, что душа есть организм, способный, вследствие сво­ ей двойственности, обращаться на самого себя. Благодаря способности раз­ двоения, душа, когда ее ничто не волнует, может настраивать сама себя так или иначе и сообразно со своим настроением черпать из самой себя то, что ей нужно, что соответствует ее настроению. Взять из себя тот или другой мотив она может потому, что все они в ней заключаются; остановиться про­ извольно на одном из них она может потому, что ее деятельность и пред-


 

192


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

мет произвольного ее выбора совершенно совпадают. Вот почему каждому стоит только захотеть действовать произвольно, и он может остановиться, без всякого другого внешнего или внутреннего побуждения, на той или другой мысли и обратить ее в мотив действия. Когда процесс произвольной деятельности совершается, почин лежит не во влияниях мыслей, отвлече­ ний и обобщений на душу, а наоборот, инициатива исходит от души, кото­ рая, сообразно со своим настроением, произвольно вызывает из себя те или другие мысли, обобщения и отвлечения.

 

Но, возразят нам, как доказать, что душа может произвольно настра­ ивать себя так или иначе? Ее расположение остановиться именно на той,

 

не на другой мысли, избрать мотивом деятельности именно такое-то, а не другое обобщение или отвлечение может ли считаться за совершенно про­ извольное? Не будет ли правильнее и естественнее предположить, что та­ кое расположение и настроение — результат различных материальных и психических влияний и обстановки, которых мы только не в состоянии от­ крыть и проследить?

 

Такое предположение, конечно, очень возможно и даже очень вероят­ но. Вырастая и развиваясь посреди физической обстановки, совершая жизнь на материальной подкладке и находясь в теснейшей связи и беспрерывном взаимодействии с материальными условиями существования, психический организм непрерывно испытывает на себе влияние окружающей среды, которая не может оставаться чуждой ее настроениям и расположениям. Но признавая эти влияния и их необходимость, мы не можем согласиться с заключениями, которые из них обыкновенно выводятся. Материалисты и реалисты не ограничиваются указанием на общие душевные состояния, настроения и расположения, которые бывают результатом таких влияний, но, специализируя свой взгляд, предполагают, что не только общее душев­ ное состояние, но и каждый, по-видимому, свободный выбор того или дру­ гого мотива есть роковое, необходимое последствие того или другого ма­ териального влияния на душу. Такой взгляд естественно вытекает из того, что материалисты и реалисты не признают существования психического организма и подводя все психические отправления под законы механики, глубоко искажают смысл этих отправлений. Растительные и животные орга­ низмы тоже находятся под непрерывным влиянием внешней обстановки; но никому не приходит в голову предполагать непосредственную связь между этими влияниями и продуктами органической и животной жизни. Такая жизнь существенно состоит в принятии и претворении влияний и в творческом воспроизведении их, в видах и формах, свойственных данному организму. Последний есть та среда, тот узел, в котором влияния прелом­ ляются, поглощаются и воссоздаются в новом виде. Органическая жизнь души представляет точно такое же явление. Между действиями, которые она на себе испытывает, и ее творческими созданиями нет непосредствен-


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!