Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 37 страница



 

Но мы видим непосредственно не только свои мысли, чувства, жела­ ния и намерения: мы как бы видим психически самих себя. В этом, ближай­ шим образом, выражается различие между сознанием и самосознанием. Когда человек думает о себе, когда он говорит: «Я», ему представляются не физические его особенности, не психические свойства, а та, если можно так выразиться, единица, — невидимая, неподлежащая внешним чувствам,

которой сходятся и из которой вытекают все физические и психические особенности, делающие его таким-то, а не другим человеком, т. е. им са­ мим, самим собою. В частичке «Я» выражается, что человек внутренне, психически, видит самого себя. Это состояние его можно выразить так: он смотрит на самого себя как на что-то постороннее, другое, сознавая в то же время, что это другое есть он сам. Чтоб наглядно, хотя и не совсем точно, представить себе это состояние, припомним ощущение, какое испытыва­ ем, глядясь в зеркало: в нем отражается наш образ; этот образ нечто для нас постороннее, внешнее, другое; но мы знаем, что это другое — мы сами, что мы и он — одно и то же.

 

Сознание, а тем более самосознание предполагают в душе два свой­ ства: память и способность раздвояться внутри себя, оставаясь в то же вре­ мя единой и цельной. На эти свойства указывает самое простое соображе-


 

187


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

ние. Видеть психически можно только то, что есть, находится в нашей душе, что отпечатлевшись, сохранилось или удержалось в ней; а как психическое зрение есть обращение души на то, что в ней же самой происходит или на самою себя (в самосознании), то значит, она способна раздвояться в себе, оставаясь нераздельной и цельной.

 

Остановимся на этих двух свойствах.

 

Слово «память», не совсем верно выражает способность души, кото­ рую мы здесь разумеем. Память часто смешивается в разговоре с воспоми­ нанием; но воспоминание есть очевидно то же, что сознание, и было бы невозможно, если б в душе не сохранились, не были удержаны полученные впечатления. Способность их удерживать, сохранять мы и имеем здесь в виду как основное, прирожденное свойство души, от которого воспомина­ ние находится в полной зависимости и от которого оно происходит, при участии двух таких же прирожденных способностей: психического зрения и внутреннего раздвоения души.

 

Память, в смысле свойства души сохранять впечатления, есть одно из первых, основных условий психической жизни. Последнюю нельзя себе без нее и представить. Если б в душе вовсе не сохранялось то, что на нее действует, и каждое впечатление без следа исчезало вместе с удалением предмета или явления, которые произвели впечатление, то человек не мог бы ничего сопоставлять, сравнивать и различать, не мог бы узнавать знако­ мое, не имел бы ни представлений, ни мыслей; словом, он стоял бы ниже всех животных, которые, будучи психически менее развиты, чем человек, умеют однако различать предметы и узнавать их. Нет ни одного психиче­ ского акта, который бы не предполагал памяти. Без нее было бы невозмож­ но самое представление о душе как о чем-то самостоятельном и самодея­ тельном.

 

Говоря о способности души сохранять впечатления, мы обыкновенно подразумеваем одни впечатления внешнего мира, материальные, и не за­ мечаем, что способность эта точно так же применяется и к фактам психи­ ческим, не подлежащим внешним чувствам; однако нет ни малейшего со­ мнения в том, что мы удерживаем в душе не только черты человека,

 

которым познакомились, слышанный разговор или музыкальную пьесу, но и мысль, которая нам пришла в голову, чувства, желания, которые ког­ да-то испытывали, намерение, созревшее в душе. Это показывает, что не одни внешние предметы, но и психические явления, недоступные внешним чувствам, производят в душе впечатления, которые в ней тоже сохраняют­ ся. Способность удерживать этого рода впечатления, которые мы, в отли­ чие от внешних, назовем психическими, имеет гораздо более обширное при­ менение, чем может показаться с первого взгляда. Нет такого психического отправления, операции, процесса, нет душевного движения, факта психи­ ческой жизни, который бы не производил в душе впечатления и в ней не


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!