Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 33 страница
Вот в чем, по нашему мнению, заключается слабая сторона идеализма, которая и должна быть отброшена наукою. Коренные недостатки реалис тических воззрений — совсем другого рода. Реалисты теряют из виду, что психическая жизнь и деятельность не исчерпываются одними отношения ми души к материальному миру. За той ее стороной, которая обращена к внешней природе, существует другая, недоступная внешним наблюдениям
опытам, не имеющая прямого отношения к материальным фактам. Эта сторона не может быть предметом исследований по материальным данным
|
|
открывается только психическому зрению, которого тоже нельзя объяс нить никакими материальными фактами. Мало того: вся преобразователь ная, творческая деятельность человека во внешнем мире представляется внешним чувствам только в своих результатах; психические процессы, под готовляющие образцы новых сочетаний условий и фактов в материальной среде, скрыты от внешних чувств; источник и механизм самопроизвольных движений точно так же недоступен внешним наблюдениям. Материалисты
|
|
реалисты отвергают эту сторону психической жизни совершенно непра вильно; они только не могут ее видеть, как они не могут, исследуя одни внешние, материальные факты, подойти к свободной воле и ее явлениям. С реальной точки зрения источники и главные двигатели психической жиз ни теряются в неизвестной дали, куда внешние чувства не проникают, и реалисты, конечно, не правы, отвергая достоверность того, что недоступно внешним чувствам, когда есть другой орган, психическое зрение, которым обусловлено самонаблюдение и которому это недоступно открыто и види-
|
|
|
|
181
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
мо. Но как же отвечает на это отрицание идеализм? Вместо того, чтоб под нять нить исследований там, где она для реалистов обрывается, и попы таться другими путями проникнуть к самым источникам психической жиз ни, недоступным для реального знания, идеалисты тщетно усиливаются отвоевать у естествознания то, что ему принадлежит прочно и несомненно; им бы следовало знать, что отношениями к материальному миру деятель ность души далеко не ограничивается; что за пределами мира, подлежаще го внешним чувствам, психическому зрению открывается целый мир дру гого порядка. Здесь душа точно так же действует на самое себя, как во внешнем мире — на материальную природу. Преобразуя внешнюю свою обстановку, человек переделывает и самого себя. Таким образом, в душе заключается источник ее самостоятельности и самодеятельности; она дает человеку точку опоры не только для борьбы с окружающим, но и с самим собой. Над видимым материальным миром, в душе человека создается дру гой, невидимый, идеальный мир — мир представлений и мыслей, которому человек подчиняет свое личное, индивидуальное существование, по требова ниям и законам которого он воспитывает, перерабатывает, переделывает свою интимную психическую жизнь. Во взаимных отношениях этого невидимо го мира и личных, индивидуальных наклонностей человека, в их столкно вениях и борьбе, которая представляется нам в виде внутренней борьбы чувства с разумом и его решениями, заключается весь смысл и высокий интерес нравственной жизни человека. Бывают эпохи, когда перевороты в установившихся формах жизни отодвигают этот интерес на второй план, когда критика этих форм, расшатанных и отживших свое время, поглоща ет все силы, всю деятельность; в такие эпохи, индивидуальная жизнь, ли шенная точки опоры, теряет как будто значение, не имеет цели, пуста и бесцветна; но тогда рука об руку с нравственным распадением и ничтоже ством людей идет и коренное распадение самых оснований общественной жизни, а это рано или поздно вынуждает снова стремиться к воссозданию, на обновленных началах, индивидуальной психической жизни, вынуждает опять обратиться к той почве, на которой строится и стоит все здание об щественности. Таково наше время, и здесь-то должно искать причины того отсутствия идеалов, той убыли души, на которую мы так горько жалуемся. Верования и воззрения людей запутались в безысходных противоречиях; почва колеблется под ногами; все стало зыбко и непрочно; вместе с тем и человек изверился, психически измельчал, дошел до поразительного бес силия и ничтожества. Странно и жалко видеть, что в такое время идеалис ты и реалисты во имя давнишнего спора, не имеющего больше смысла, от стаивают с настойчивостью, достойною лучшего дела, обветшалые и невозможные тезисы. Пора, кажется, перестать отрицать бесспорные на учные выводы и упорно отвергать столько же несомненные факты потому только, что они не подлежат внешним чувствам. Единство человеческой
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!