Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 29 страница
Рассмотрим ближе эту замечательную особенность.
Когда скульптор или живописец оригинала лепит статую или рисует портрет, нам кажется, будто он воспроизводит, одни за другими, черты предмета, который находится перед его глазами: на самом же деле он вос производит только то представление, которое в нем образовалось из впе чатлений, произведенных в нем оригиналом, и притом воспроизводит очень недостаточно односторонне. Статуя, картина, только в известном отноше нии, с известной точки зрения, есть подобие, вдобавок очень несовершен ное, действительного предмета, как он нам представляется, так что про стой человек и не замечает сходства статуи или картины с оригиналом, как бы оно, для привычного глаза, ни было поразительно. Лучшим доказатель ством, что не предмет, а представление о предмете воспроизводится в ста туе или картине, служит то, что статуи делаются, картины пишутся и без оригинала. Имея его перед глазами, художник только освежает, оживляет свое представление, которое он хочет выразить, закрепить во внешнем пред мете.
|
|
|
|
Возьмем далее ноты. Они не представляют даже и подобия того впе чатления, которое ими выражается, как статуя или картина. Мы уже заме тили, что нет ничего общего между звуком и тою точкою, крючком и т. д., по которым умеющий читать ноты узнает его с первого взгляда и может воспроизвести. Между впечатлениями звуков и нотами, которые их пред ставляют, существует только условное соответствие. Чтоб распознать сходство портрета или бюста с оригиналом нужна только некоторая при вычка глаза, т. е. нужно освоиться с теми переменами, которые происхо дят в непосредственном впечатлении предмета, при передаче его в мрамо ре, дереве, на полотне или бумаге. Но чтоб написать или разбирать ноты, одного такого навыка недостаточно; нужно знать условное значение каж дого знака, потому что сам по себе он не изображает впечатления звука.
|
|
|
|
Письмена идут еще дальше. Они не только изображают впечатления, доступные чувствам, подобно статуе или картине, но даже психические факты и явления, вовсе не имеющие непосредственного характера. Подоб но нотам, письмена — условные знаки, не имеющие, сами по себе, ничего
176
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
общего с выражаемыми предметами; но в нотах знаки представляют не посредственные впечатления звуков и ничего больше; а буквы, хотя тоже выражают звуки, но такие, которые сами по себе ничего не значат, а пред ставляют, иногда по одиночке, большею же частью в известных сочетани ях, какой-нибудь предмет, явление, действие, ощущение и т. п.; звуки яв ляются тут посредниками, без которых легко и обойтись: не прибегая вовсе
к голосу, мы при помощи одних письмен можем сноситься между собою и узнаем дела и мысли давно умерших людей.
Таким образом, статуи, картины, ноты, письмена, — факты осязатель ные, реальные, доступные внешним чувствам, — свидетельствуют несом ненным образом о том, что сверх деятельности, общей с животными, чело век имеет еще свою особенную, характеристическую, ему одному исключительно свойственную воспроизводить представления во внешнем образе, приурочивать психические состояния, чувства, мысли, словом, пси хические факты и события к известным внешним условным знакам, по ко торым они могут быть узнаны и воспроизведены. Такая деятельность че ловека показывает, во-первых, что он одарен каким-то психическим зрением: не имей он способности видеть находящихся или происходящих
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!