Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 25 страница
Несмотря на всю кажущуюся убедительность этих доводов, материа лизм не разрешает задачи, потому что выводы его основаны на недоказан ных гипотезах и на ошибочных заключениях из бесспорных фактов.
Начнем с того, что тесная связь психической и материальной жизни, конечно, указывает на то, что их источник один. Но неудачные опыты иде ализма открыть этот источник в психической жизни не только не уполно мочивает искать в реальном мире разрешения догадки, но, как мы думаем, совсем напротив, должны бы заранее отнять всякую надежду достигнуть этой цели путем изучения внешней природы. Для непредубежденного ума, психические и реальные явления суть факты двух различных порядков. Их
|
|
170
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
единство — искомое науки, неизвестное X, и не может быть объяснено одним их них, а разве обоими вместе. Почему же, спрашивается, вероятнее возможность объяснить психическую жизнь физиологическими условия ми, чем реальные явления психическими? О целом заключать можно толь ко по совокупности частей, а не по одной какой-нибудь его части. Когда речь идет о неорганических предметах, можно еще, до некоторой степени, заключать о целом по какой-нибудь части его, но и в таком случае заключе ние легко может не оправдаться; в применении же к явлениям органиче ским оно просто невозможно. Прибавим, что реальный мир мы знаем по одним впечатлениям и физическим ощущениям, т. е. как психическое яв ление. Что такое материальный мир, что такое материя, мы не знаем, как не знаем, что такое психический мир и душа. Признаки того и другого мира мы определяем, только сравнивая их между собою и противополагая один другому; без того, мы бы не знали даже и этих признаков. Ясно, что пытать ся объяснять, а тем более выводить психическую жизнь из физической,
|
|
|
|
|
|
наоборот, значит попасть в заколдованный круг или вертеться в беличь ем колесе, из которого нет выхода.
Не более убедителен и тот вывод, будто зависимость психической жизни от физиологических условий есть аргумент против ее самостоятель ности и самодеятельности. Не подлежит сомнению, что психическая жизнь возможна только при известном состоянии мозга и нервов, что с ненор мальным их состоянием или разрушением и оно выражается в ненормаль ных явлениях или совсем прекращается. Но почему из этого должно сле довать, что психическая среда не может иметь самодеятельности, — этого никак нельзя понять. Каждый организм, растение или животное, имеет свою долю самобытности и самодеятельности; но и тот и другой, кругом, впол не, зависят от окружающей среды, и не находя в ней необходимых условий для существования или нормальной жизни, искажаются, чахнут и умира ют. Не говорим мы, однако, видя этот факт, что растительные или живот ные организмы не что иное, как отправление среды, в которой живут. На каком же основании станем мы делать такое заключение о психической жизни и деятельности? С точки зрения положительной науки и по прави лам точной индукции мы, кажется, не имеем к тому никакого повода.
Кроме этих отрицательных доводов против материализма есть и по ложительные. Очевидные бесспорные факты показывают, что в душе на шей происходят своего рода процессы, которых нельзя объяснить иначе, как самодеятельностью души.
Наши представления о внешних предметах или телесных впечатлени ях не простые, непосредственные оттиски впечатлений внешнего мира, а, как мы увидим ниже, результат сложной психической работы. Ссылаем ся на очень любопытные исследования Вундта, которого никто не заподоз рит в антиматериалистических предрассудках. Будь психические явления
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!