Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 24 страница
ненужной. Психическая жизнь совершается на физиологической под кладке и в полной зависимости от физиологических условий; психические явления пропитаны влияниями внешнего мира; взаимодействие физиче ского и духовного элементов так постоянно и очевидно, что однородность их едва ли может подлежать какому-нибудь сомнению. Все это убеждает, что душа и приписываемые ей явления не что иное, как продолжение телес ного организма, а духовная жизнь человека, — дальнейшее развитие физи ческого существования. Следовательно, если психология и затем еще нужна
|
|
возможна, то приличное ей место отыщется разве только в конце физио логии, в виде описания мозговых и нервных отправлений. Относим же мы всех животных к внешней природе и не признаем за ними духовной жизни
особой психической деятельности; а между ними многие, по своей интел лигенции, чувствам и кажущимся произвольным действиям, чрезвычайно напоминают человека, и чем ближе мы изучаем организацию, нравы и об раз жизни животных, тем близость их к человеку в этом отношении выка зывается ярче и разительнее.
|
|
Этот взгляд очень распространен между образованными людьми, потому что опирается на положительные и бесспорные факты. Что психическая жизнь
|
|
169
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
деятельность обусловлены физическими, материальными фактами; что нор мальная психическая деятельность и правильность психических отправле ний находятся в тесной зависимости от состояния телесного организма, об этом нет и не может быть спора. Признавая всякое действие человека ро ковым, необходимым последствием внешних, физических условий, мате риалисты вводят всякое действие человека и вообще всякое психическое явление в круг реальных фактов. Материалистический взгляд принимает за точку отправления,ту, совершенно правильную и верную мысль, что если психические явления могут оказывать действия на реальный мир, и наобо рот, если реальные предметы имеют влияние на психический мир, то оба должны быть однородны; иначе они не могли бы находиться в такой тесной между собой связи и взаимодействии. В чем же заключается их однород ность? В психическом начале? Но все попытки вывести и объяснить реаль ный мир из психического оказались безуспешными; итак, думают матери алисты, остается предположить, что психические явления объясняются физиологическими условиями, реальной природой. На возможность тако го объяснения есть много указаний. Множество представлений, несомнен но, образуются в нас из внешних впечатлений и физических ощущений; очень вероятно, думают материалисты, что и все остальные наши понятия и чувства произошли из того же источника. Всего убедительнее говорят в пользу такого предположения аналогические с человеком явления в орга нической природе, и в особенности в царстве животных. Последние имеют,
|
|
низших породах, нервные узлы, а в высших, подобно человеку, мозговую
нервную системы; чем эти органы развитей и совершенней, тем ближе животные подходят к человеку по своим психическим отправлениям. Если мы не признаем самостоятельной, самодеятельной психической жизни в животных и ищем ее объяснения в физиологических условиях и устрой стве, то на каком основании будем мы приписывать самостоятельное пси хическое начало человеку? Что он представляет высшую ступень в сравне нии с животными, не дает еще нам права делать для него изъятия из общего правила и объяснять его большую развитость причинами, которых мы не признаем в применении к остальному миру.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!