Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 23 страница
Из сказанного видно, что психические факты совсем не так шатки и недоступны для положительного изучения, как многие думают, и что так называемые положительные, точные науки не имеют, в этом отношении, никакого преимущества перед науками о психической стороне человека. Как те, так и другие основывают свои выводы на критически обработанных впечатлениях; разница только в том, что первые имеют дело с впечатлени ями, непосредственно получаемыми от физического мира, последние — с впечатлениями, получаемыми от внешних следов психической жизни и де ятельности. Благодаря объективной определенности этих следов стала воз можна даже история верований, языка, политических учений и учрежде ний, искусств, наук, философии, культуры. Сравнивая однородные явления
|
|
разных народов и у одного и того же народа в различные эпохи его исто рической жизни, мы узнаем, как эти явления изменялись, и подмечаем за коны таких изменений, которые, в свою очередь, служат материалом для исследования законов психической жизни и деятельности. Все науки под готовляют, таким образом, материал для психологии, и от степени совер шенства его выработки зависит большая или меньшая положительность психологических исследований.
|
|
|
|
До сих пор мы отвечали материализму разговорному, салонному, оби ходному. Материализм, предъявляющий притязания на научное значение, не останавливается на приведенных нами возражениях, а смотрит на дело глубже. Он признает психические явления, их значение и влияние; не спо рит и против того, что их можно изучать как и реальные факты; но видит в этих явлениях не более как непроизвольные, необходимые последствия физиологической организации и жизни человека, и, следовательно, в ней предполагает источник, коренную причину и условие психической жизни. По этому взгляду, психические явления не более как отправления физическо го организма человека, подобно тому, как пищеварение есть отправление же лудка; следовательно, нет никакого основания, да и никакой надобности, пред полагать особый психический мир и душу, как самостоятельный центр и источник психической жизни. Все психические явления объясняются или могут быть объяснены физиологическою деятельностью или патологиче ским состоянием тех органов, в которых сосредоточивается так называе мая психическая жизнь. Анатомия и физиология доказали, что впечатле ния и физические ощущения приводятся к головному мозгу нервами чувств; от их устройства и состояния и от внешних аппаратов, чрез которые они приходят в соприкосновение с окружающим миром, зависят все наши впе-
|
|
168
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
чатления и ощущения, из которых слагаются психические явления; дей ствия наши точно так же находятся в полной зависимости от нервов движе ния. Психическая жизнь, со всеми ее явлениями, заключена в головном и спинном мозге; если мозг правильно устроен и находится в нормальном состоянии, то и психическая жизнь совершается нормально; при малей шем же его расстройстве обнаруживаются ненормальные психические явления, которые вполне зависят от рода и степени патологического состоя ния мозга. Человеку приписывается свободная воля, возможность произволь ных движений; а физиология открыла, что вследствие многообразных соеди нений нервов чувств с нервами движений, впечатления и физические ощущения сами собою, без всякого участия не только воли, но и сознания, сообщаются от первых к последним и производят разнообразные, непроизвольные движе ния, которые потому и называются рефлексами. Мы воображаем, что силою воли подавляем в себе движения; но они подавляются помимо нашей воли и нередко сознания, такими же рефлексами, при помощи особых задерживаю щих аппаратов. Таким образом, множество движений и действий, которые считаются результатом деятельности свободной воли, оказываются на по верку непроизвольными, машинальными. Судя по этому, можно с полным ос нованием предположить, что и все прочие действия, которые, за необъяснени ем их механизма, мы продолжаем считать произвольными и приписываем воле и душе, на самом деле окажутся, с дальнейшими успехами анатомии и физиологии, такими же непроизвольными и рефлективными. Стало быть, мысль о душе и производимых ею каких-то особых явлениях, различных от явлений реального мира, оказывается гипотезой совершенно излишней
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!