Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 26 страница
171
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
непосредственной зависимости от условий и законов внешней природы, представления были бы фотографическими оттисками впечатлений внеш него мира. Если же они результат психической работы, то из этого следует, что по принятии впечатлений в нас совершается какой-то процесс своего рода, при помощи которого впечатление переделывается в представление. Стало быть, есть особая психическая среда и особая психическая жизнь, которая от соприкосновения с внешним миром только возбуждается к свое образной деятельности.
|
|
Но в душе человека существуют не одни представления. Рядом с ними есть множество других психических явлений и фактов, которые имеют бо лее или менее далекое отношение к непосредственным впечатлениям и ощущениям, а другие, по-видимому, не имеют с ними никакой связи. Ма териалисты едва ли согласятся признать их, вместе с некоторыми психоло гами, за прирожденные, непосредственные данные нашей психической при роды. Что же они такое? Продукты? Но тогда надо признать, что в душе совершаются свои, ей свойственные процессы, которые приводят в новые сочетания поступающий в душу материал, а это прямо указывает на само стоятельную психическую деятельность. Статуи, бюсты, картины, рисун ки иногда действительно передают до некоторой степени, хотя и условно, те впечатления, которые производят на наше зрение внешние предметы и явления; но зато множество других представляют небывалые в мире соче тания впечатлений. Не говоря об идеальных изображениях, возьмем изва яния и картины, представляющие голову медузы, минотавра, крылатых быков, химеру, драконов, сирен, сатиров, фавнов и т. п.: разве они не жи вые, осязательные доказательства того, что между психическим творче ством и реальными, непосредственными впечатлениями лежит целая без дна? Но если даже внешние образы, создаваемые нами и впечатления реальных, физических предметов могут так существенно разниться меж ду собою, то что сказать о мыслях, взглядах, движениях души, страстях, которые мы тоже выражаем во внешних предметах?
|
|
|
|
|
|
Самое простое наблюдение над нашею ежедневною жизнью приводит
к тому же результату. Без всякого внешнего повода мы иногда припомина ем давно забытое. Это значит, что оно из нашего психического резервуара, или хранилища, подымается на поверхность и представляется нашему внут реннему зрению. То же происходит в нас, когда мы узнаем уже знакомый нам внешний предмет или явление. Впечатление его на наши чувства вызы вает из того же резервуара, или хранилища, представление наше о том пред мете или явлении; сравнивая полученное впечатление с сложившимся уже представлением, мы признаем их совершенное сходство, и это называется узнать знакомый уже предмет или явление. Такой же процесс происходит
нас, когда мы встречаем предмет или явление, которых до того времени совсем не знали или забыли; мы сравниваем тогда полученное новое впе-
172
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
чатление с однородными и сходными представлениями, которые находят ся в нашей душе и затем определяем, что оно такое, куда его отнести, какие его отличительные признаки и какие общие с другими, т. е. узнаем его, но как нечто новое, чего мы прежде не знали. Все эти и подобные им психиче ские процессы доказывают самостоятельную, хотя в большинстве случаев и бессознательную, деятельность души.
Далее. Мы уже заметили выше, что психическая жизнь и деятельность имеют свои собственные, им исключительно свойственные способы выра жения и что душа может особенным образом принимать впечатления и воз буждаться к деятельности. Письмена и ноты, конечно, внешние, матери альные предметы, но они служат условными знаками, символами, которые совсем не то значат для психической жизни, что представляют в качестве материальных предметов. Это значение их очень удачно выражается в сред невековых сказаниях о каббалистических словах и формулах, которыми вызываются духи. Письмо, книга, ноты как материальный предмет совсем не то, что в них открывает душа, потому что ими условно выражаются са мые тайные движения психической жизни, передаются самые животрепе щущие ее мотивы; оттого-то они психическим, а не материальным своим смыслом так глубоко нас затрагивают, часто имеют на нас потрясающее действие. Психические влияния, сообщения, сношения происходят при посредстве внешнего мира и физических предметов, как психическая жизнь совершается в материальных органах; но эти сообщения нельзя считать тождественными в внешними предметами и явлениями.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!