Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 31 страница
Прежде всего останавливает на себе внимание тот факт, что одни из явлений, в которых обнаруживается жизнь и деятельность человека, про исходят вследствие внешних влияний и возбуждений, механически, по за конам материальной природы; другие, напротив, вызываются, по-видимо му, самостоятельною деятельностью особого рода, идущею из человека
178
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
независимо от внешних возбуждений и которая вносит в его жизнь и от правления новые условия, видоизменяющие необходимый ход явлений. Общее сознание уже давно открыло эти два противоположные, друг другу на встречу идущие тока, и все явления первого порядка приписало телу, второго — душе; но когда отсюда возникли вопросы, что же такое душа и тело, в каком отношении они находятся друг к другу и где разделяющая их черта, — наука, после долгих тщетных попыток и блужданий, должна была наконец отказаться от разрешения этих вопросов. Чем больше накопля лось данных, чем разностороннее и глубже они исследовались, тем больше
|
|
|
|
больше выяснялось, что границу между душою и телом провести невоз можно, — так они тесно между собою связаны и взаимно проникают друг друга; что притивополагать их точно так же невозможно, во-первых, пото му, что они непосредственно между собою соединены; во-вторых, потому, что душа и тело, как они представляются общему сознанию, несоизмери мы, не имеют решительно ничего между собою общего; в-третьих, — и это главное, — потому, что психические явления, насколько они соприкасают ся с внешним миром и могут быть наблюдаемы в связи с материальными фактами, не что иное, как своеобразные видоизменения этих фактов, и ни какого особого, им собственно принадлежащего не имеют: психические явления, обнаруживающиеся в материальных фактах, отличаются от пос ледних только иною их группировкой. Анализируя наши ощущения, мыс ли, представления, движения воли, обращенные к материальному миру, мы находим, что они — то же самое что соответствующие им явления мате риального мира, только в других сочетаниях, вследствие чего имеют дру гой вид и форму. Итак, с точки зрения внешнего мира душа есть не что иное, как центр, из которого идут процессы, претворяющие материальные фак ты, преобразующие их форму, или особого рода аппарат, чрез который и посредством которого совершается это превращение. Процесс таких пре вращений, насколько мы можем его проследить, происходит таким обра зом: сначала душа, под влиянием впечатлений окружающего мира, и бли жайшем образом тела, воспроизводит в себе представления и мысли, соответствующие этим впечатлениям, разлагает их, приводит в новые со четания и в этом новом виде возвращает во внешний мир, создавая для него чрез это образцы новых, небывалых явлений; по этим образцам переделы вается и перестраивается потом окружающая человека среда и самое тело. Впрочем, чрез такое творчество ничего во внешней природе материально не прибавляется и ничего не убывает; законы ее остаются ненарушимо те же самые; образуются только новые комбинации и формы, невозможные без участия человека. Такое взаимодействие материального мира и души пред ставляет не более как особый вид органической жизни; как всякий орга низм принимает в себя пищу извне, перерабатывает ее, обновляется ею и затем возвращает ее из себя в других сочетаниях, так и душа принимает из
|
|
|
|
179
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
вне впечатления, удерживает их в себе, перерабатывает и преобразует ими материальную среду, в которой живет. Чтоб быть таким преобразующем центром в материальном мире, душа необходимо должна находиться с ним
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!