Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 36 страница
Чтоб ознакомиться со свойствами и внутренним строением душевно го организма, следует, разумеется, рассмотреть прежде всего те факты, которые считаются отличительными характеристическими признаками психического элемента, выражают его по преимуществу. Такими факта ми, как мы видели, считаются три: идеальность, сознательность и самопро извольность или воля. Но из них идеальность, как мы уже заметили и еще подробно объясним впоследствии, есть продукт психических операций и процессов, которые, в свою очередь, обусловливаются известными свой ствами и строением души; поэтому последние не обнаруживаются непо средственно в идеальности и недоступны в ней для наблюдения. То же са мое должно сказать и о воле; к тому же реалисты, как известно, отрицают волю и самодеятельность души, а на спорных фактах нельзя основать ис следования. Итак, остается сознательность, с которой мы и начнем рас смотрение условий психической жизни.
|
|
|
|
Что такое, спрашивается, сознательность или сознание? Оно и есть то, что мы не раз называли внутренним, психическим зрением, — именно акт, отправление способности видеть особенным образом, без помощи физи ческого глаза то, что невидимо для него заключается или происходит в на шей душе. Когда я рассматриваю свое лицо в зеркале, я вижу его физиче ским зрением; но когда я сознаю свою мысль, чувство, желание или намерение, то очевидно, что я вижу их, но вижу особенным образом, пото му что видеть физически, материально свою мысль, чувство, желание или намерение — нельзя. Нам скажут: угадываем же мы чувства, мысли, цели других людей, хотя и не видим их физически, внешним образом; для этого нам служат внешние признаки, в которых выражаются психические состо яния и факты: стало быть, чтобы знать их, нет надобности ни в каком внут реннем зрении: они узнаются по внешним данным, как и все остальное. Все это, конечно, так. Заметим одно: то, что мы сами думаем, чувствуем, жела ем или замышляем, мы сознаем ясно и определенно без помощи внешних признаков, непосредственно, внутренним образом; значит, мы имеем спо собность, помимо внешних чувств, узнавать то, что заключается или про исходит в нашей душе. Внешние признаки, в которых выражаются психи ческие состояния и движения других людей, имеют для нас смысл потому,
|
|
|
|
186
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
что мы сами в себе испытываем такие же состояния и знаем или видим их психически; по наведению (аналогии) мы заключаем о них и в других лю дях; не знай мы их по собственному опыту, мы и не подозревали бы, что такие-то психические состояния и движения обнаруживаются в таких-то внешних признаках, что между теми и другими существует известное, пра вильное, постоянное соответствие, и потому, когда таких внешних призна ков нет, например когда мы их не видим физически, или когда человек уме ет так искусно скрывать свои внутренние состояния и движения, что они вовсе не выступают наружу во внешних признаках, мы не знаем и не можем знать что происходит в его душе; тогда чужая душа для нас — потемки, скажем здесь кстати, что название «внутреннее, психическое зрение» не совсем точно. Описанная выше психическая способность соответствует не одному зрению, но и другим внешним чувствам; но название это вошло в употребление, и мы его удерживаем за неимением лучшего.
Рассказывают, что люди, погруженные в магнетический сон, способ ны отчетливо и ясно видеть внутреннее строение тела, все его внутренние органы и внутренние физические процессы и отправления. Если эти рас сказы справедливы, то магнетическое ясновидение, в ряду физических яв лений, представляет факт аналогический с психическим зрением: как яс новидящий непосредственно, без помощи физического глаза, видит и знает, что заключается и делается внутри его тела, так мы знаем и видим непо средственно что содержится или заключается в нашей душе и что недо ступно для внешних чувств.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!