Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 38 страница
188
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
сохранялся. Если мы имеем понятие о сознании и самосознании, о любви и ненависти, о представлении и мысли, об уме, воле, душе и т. д., то един ственно потому, что все эти психические предметы и явления, будь они первоначальные факты или продукты психических процессов и операций, отпечатлеваются в душе и сохраняются, так что могут представляться со знанию. Таким образом, душа имеет удивительное свойство отражаться в самой себе со всеми малейшими подробностями того, что она есть и что в ней происходит и со всеми результатами и последствиями ее деятельнос ти. По этим отражениям или психическим впечатлениям, сохранившимся в душе, мы и имеем возможность, поверяя их, восстановляя, обрабатывая кри тически, научным образом, подобно тому, как обрабатываем следы внешней психической деятельности, изучать психическую жизнь и ее явления.
|
|
|
|
Внутреннее зрение и способность души получать и сохранять психиче ские впечатления указывает на свойство ее раздвояться внутри себя, остава ясь единой и цельной. Как память сохраняет и удерживает в душе факты, ко торые представляются сознанию и самосознанию, так раздвоение души, остающейся в то же время единой, дает нам возможность их видеть и знать, что они находятся в душе, или видеть себя и знать, что видим себя, а не другого. Если б душа не имела способности раздвояться, оставаясь нераздельной и це лой, то человек не мог бы видеть того, что заключается и происходит в его душе, не мог бы психически смотреть в самого себя; если б душа, раздвояясь, не оставалась в то же время нераздельной, то человек не мог бы сознавать самого себя, думать или говорить о себе «Я »; раздвоившись внутренне, он пси хически распался бы на две посторонние друг другу половины и казался бы самому себе чем-то посторонним, чуждым и внешним; но так как он сознает, что это постороннее и другое — он сам, то отсюда видно, что несмотря на раздвоение, душа его остается нераздельной и цельной.
|
|
|
|
Ничего подобного этому свойству мы не встречаем в физическом мире. Напрасно стали бы мы искать в нем подобий или аналогических явлений, чтоб наглядно осязательно на внешнем образе, пояснить психический факт: всякая попытка такого рода привела бы к чудовищным нелепостям. Когда мы смотримся в зеркало и видим в нем самих себя, то и зеркало и наш в нем образ — действительно внешние, посторонние нам предметы, совершенно от нас отделенные. Совсем другое представляет сознание и самосознание: сознавая свое чувство, мысль, намерение, мы в то же время знаем, что они находятся в нас, в нашей душе; сознавая себя, мы знаем, что это мы сами. Если б мы надумали объяснить способность психического раздвоения и ее последствия примерами из материального мира, то пришлось бы допус тить, что предмет может выделяться из самого себя, или что выделенная часть может быть равна целому и быть сама этим целым, или что целое может оставаться целым и по выделении из него части; но все подобные представления, в применении к физическому, материальному миру, совер-
189
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
шенно невозможны, а в психическом им соответствуют очень обыкновен ные и бесспорные факты, которые каждый может наблюдать в себе и дру гих, — так они просты и очевидны. Что эти факты не имеют ничего общего
материальными, подтверждает только, что психический организм со ставляет особый вид организмов, так же не похожий на физические, как органические предметы не похожи на неорганические или животные на растения.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!