Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 42 страница
7 Российская психология 193
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ной связи и преемственности, нет необходимой, роковой, непрерывной цепи причин и следствий, потому что их разделяет среда, принимающая влия ния и преобразующая их в новые формы, существенно зависящие от осо бенностей и свойств этой среды. Вот почему душевное настроение или рас положение может быть результатом внешних влияний; но оно тем не менее есть, в свою очередь, и самостоятельная причина психических явлений, которых источник заключается в самой душе, а не в тех влияниях, которые она перед тем испытывала. Что это действительно так, доказывается на блюдениями. Мы знаем, что известные ненормальные душевные состоя ния, будучи последствием известных внешних влияний, располагают к из вестным же ненормальным действиям и поступкам, хотя по виду они и кажутся произвольными. В этих случаях психическая деятельность явля ется необходимым последствием известного психического расположения,
|
|
|
|
последнее, в свою очередь, таким же необходимым последствием извест ных внешних влияний. Таким образом, между последними и психическими продуктами действительно существует прямая, необходимая связь причи ны и следствия, хотя душа и является между ними посредствующим терми ном; но за то мы и считаем такую пассивную роль души явлением ненормаль ным; в нормальном же состоянии, она, напротив, овладевает влияниями, которые получает извне и остается свободною к произвольной творческой деятельности, выражающейся в произвольных поступках.
|
|
Так объясняем мы себе произвольную деятельность. Она, как мы стара лись показать, естественно вытекает из условий душевного организма, психи ческой жизни и ее законов и есть только высшее выражение, последнее слово душевной жизни. Без свободы произвольная деятельность немыслима; свобо да же души, как следует из всего, сказанного нами выше, не есть готовая, дан ная, прирожденная способность, а развивается мало-помалу, вместе с разви тием душевного организма и психической жизни. Мы видели, что человек лишь мало-помалу различает себя от окружающего материального мира. В этом различении уже заключаются первые зародыши самостоятельного отноше ния человека к окружающей среде. Затем он идет далее и различает в себе тело от души. Это новый шаг к психической самостоятельности и свободе. После того человек постепенно научается различать свои представления и мысли от самого себя, иначе сказать, начинает понимать, что они не составляют всей его душевной жизни, что она от них нечто иное, существующее само по себе. Про должая анализ далее и далее, человек доходит до различения от души ее внут ренних процессов и операций, которые в ней отражаются и создают особый мир внутренних, психических впечатлений. Рядом таких-то постепенных раз личений душа воспитывается к самосознанию и свободе. Обособившись от внешней обстановки, от тела, в котором живет, от внешних впечатлений, от отражений внутренних процессов и событий, душа относится к ним как к внеш нему, постороннему, чуждому и вследствие того вынуждена наконец в самой
|
|
194
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
себе искать точку опоры не только против материального мира, но и против самой себя. Ее двойственность дает ей к тому возможность. Таким образом, весь ход психической жизни есть ряд постепенных освобождений души, вос питывающих ее к произвольной деятельности. Процесс мышления, зачатки которого скрываются уже в непроизвольном разложении первоначальных впечатлений и их перегруппировке, создает в душе противоположение еди ничных впечатлений представлениям, а представлений — тем обобщениям и отвлечениям, которые из них образовались. Как представление освобождает от непосредственного впечатления, так точно и обобщение, и отвлечение — от единичного представления. Опираясь на непосредственные впечатления, душа свободно относится к представлениям и мыслям; опираясь на представ ления и мысли, она становится в свободное отношение к единичным впечатле ниям. То же самое вытекает для души и из противоположения представлений и мыслей чувствам, стремлениям, желаниям и страстям. Их борьба рождает и воспитывает психическую свободу, потому что, противополагая мысли чув ствам и чувства мыслям, душа по необходимости становится посредником между ними, решителем их столкновений и борьбы.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!