Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 40 страница
Часто случается, что мы хотим что-нибудь припомнить и не можем, перебираем в голове множество предметов и находим, что ни один из них не тот, которого нам нужно, который желаем вызвать к сознанию. В этих случаях мы очевидно и помним о чем идет речь и не помним; если б мы вовсе не помнили предмета, который хотим вызвать к сознанию, мы не могли бы отыскивать его в душе, не могли бы сравнивать его с другими и находить, что все они не то, что нам нужно; но в то же время мы и не помним предмета, иначе тотчас бы его припомнили. В приведенном случае очевидно, что по лученное впечатление более или менее изгладилось или потускнело в душе. Но каким образом можем мы поставить себе задачею припомнить полуза бытое? Возможность такого акта подтверждает двойственность души. При поминание есть акт сознания или внутреннего зрения; душа усиливается рассмотреть в самой себе полустертое впечатление, зная, что оно в ней есть
|
|
|
|
что оно потускнело.
Другое психическое явление, на которое мы хотим здесь указать, еще страннее. Случается, что посреди разговора, одному из собеседников вдруг покажется, будто то, что в это время делается и говорится, когда-то уже происходило точно таким же образом и в той же самой обстановке. Совер шенное тожество того, что совершается и что припоминается в эту минуту, бывает до того поразительно, что припоминающему кажется, будто он может предсказать то, что сейчас будет говорится и делаться. Такое состо яние продолжается, впрочем, один какой-нибудь миг и затем вдруг пре кращается, так что не успеешь на нем остановиться, как оно уже исчезло. Мы думаем, что объяснения этого загадочного явления должно искать в той же способности души раздвояться, оставаясь единой. В обыкновен ном, нормальном состоянии душа относится к себе, при раздвоении, как к чему-то постороннему и внешнему, или, говоря наглядно, хотя и очень не-
|
|
|
|
191
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
точно, она как будто одной своей стороной или половиной видит то, что совершается в другой; затем, при новом состоянии раздвоения, то, что она увидела, делается, в свою очередь, предметом рассмотрения. Оба эти акта последовательно сменяются один другим. Но если, вследствие причин и условий, нам пока неизвестных, обе стороны или половины души, в самую минуту деятельности, будут находиться в живом взаимодействии, и то, что мы видим или слышим, т. е. результат психического зрения, в то же мгно вение сделается предметом нового рассмотрения, то нам должно казаться, будто то, что совершается, уже происходило когда-то прежде. Минутность
неуловимость этого ощущения указывает на происхождение этого пси хического миража.
Тою же двойственностью души объясняем мы себе способность лю дей получать, от одного и того же предмета, два разнородных впечатления: одно прямое, действующее на внешние чувства, материальное, другое — иносказательное, символическое, условное, которое мы соединяем с впе чатлением иногда случайно, но которое не состоит с ним в необходимой, неизбежной связи. На человека, вовсе не знакомого с письменами или но тами, письмо или нотная тетрадь произведут только то впечатление, какое они могут дать как материальные предметы; а умеющий читать или разби рать ноты, т. е. знающий условное значение письмен и нот, кроме матери ального впечатления этих предметов, получает еще психическое впечатле ние того, что они собою условно выражают. Письмо и нотная тетрадь послужат ему только поводом к такому впечатлению.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!