Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 39 страница
Таковы основныесвойства и внутреннее строение душевного организ ма. В них условие и причина его самостоятельности и самодеятельности.
Оттого, что душа способна удерживать в себе всякого рода впечатле ния и видеть их, обращаться с ними психически, она и создает в себе осо бый идеальный мир, и может жить в нем. Этот идеальный мир и служит человеку точкой опоры против внешней обстановки, делает его самостоя тельным в отношении к материальному миру.
|
|
Вследствие того, что душа отражает в себе свои движения и даже са мое себя, оставляет в себе впечатления собственной жизни и деятельнос ти, в ней и содержится бесчисленное множество представлений, понятий и мыслей, ей исключительно принадлежащих, которых прототипа или подо бия мы напрасно стали бы искать во внешнем мире.
Потому, что душа способна обращаться к самой себе и ко всему, что в ней заключается, как к предмету исследования, возможна психическая переработка всякого рода впечатлений, внешних и психических, в новые формы, возможны разнообразнейшие сочетания материала, который на ходится в душе в виде впечатлений, представлений, понятий и мыслей. По степенная выработка их и всякое усовершенствование хорошего и худого,
|
|
|
|
душе и во внешних созданиях человеческого творчества, обязано своим происхождением этой способности. То что мы называем развитием, прогрес сом, предполагает последовательную поверку мыслей, чувств, действий, их теоретических и практических результатов. Единственно от такой поверки зависит постепенная их выработка, улучшение, совершенствование; поверка же возможна только при способности человека отделиться от своих мыслей, чувств, действий и сделать их предметом своего внутреннего зрения, предме том рассмотрения и обсуждения. Благодаря этим способностям каждая мысль, чувство или действие могут пройти через поверку, полученный результат или вывод стать, в свою очередь, предметом нового рассмотрения и исследования, и так далее.
|
|
Тем, что душа способна, раздвояясь, обращаться к самой себе и к тому, что в ней же самой содержится, объясняется ее самодеятельность и само произвольность — источник свободной воли. В материальном мире все от ношения между предметами могут быть только внешними, потому что каждый из этих предметов существует сам по себе, независимо от других, и находится, напротив, в тесной зависимости от различных внешних обсто-
190
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
ятельств и случайностей, вполне чуждых его отношениям к другим пред метам. Совсем иначе установляются такие отношения в душе; она содер жит в самой себе предмет, к которому становится в отношения; предмет находится в той же самой среде, которая к нему обращается; в самосоз нании предметы, между которыми установляются отношения, даже со вершенно совпадают: душа, раздвояясь в себе, вступает в отношения с самою же собою. В этом и заключается причина психической инициативы
вместе свободной воли. Благодаря этой способности души человек мо жет, без всякого внешнего повода, принять то или другое решение, пред положить себе ту или другую цель и стремиться к ее достижению, что было бы немыслимо без описанных характеристических особенностей психического организма.
Особенности эти просвечивают во всем, что делает человек, и потому ими объясняется множество загадочных явлений. Остановимся на некото рых из них, наиболее характеристичных.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!