Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 45 страница
отвлеченностей как первоначальное данное, неподлежащее дальнейше му анализу. Психология, напротив, рассматривая их как психические про дукты, старается объяснить самый процесс их происхождения в челове ческой душе и тем возвращает ей первенствующее, центральное место в действительном мире, которое принадлежит ей по праву; ибо если идеи и начала не что иное, как сознательные или бессознательные продукты пси хической жизни, то они, разумеется, теряют то безусловное объективное значение, которое старалась им придать философия, и центр тяжести, естественно, должен быть перенесен в ту среду, в которой они перерабаты ваются в идеальную форму.
|
|
Становя нас совсем на другую точку зрения, недоступную для фило софии, психология, и только она одна, объясняет удовлетворительным
|
|
197
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
образом существо идей, обобщений, отвлеченностей и их отношения к дей ствительности. Мир идей, мыслей действительно существует, но особен ным образом, идеально, психически, а не реально. Мысли, начала — не ис ключительно личные, субъективные явления, не свободные творческие создания человека, потому что представляют собою продукты психичес кой переработки данного материала, которая совершается известным, пра вильным образом, по определенным законам. В этом смысле невозможно отрицать у мира идей, обобщений и отвлеченностей своего рода объектив ности. Всего осязательнее она в понятиях и представлениях о реальных предметах. Но в то же время нельзя, не впадая в грубые ошибки, видеть в идеях, обобщениях и отвлеченностях не более как психическую обработку одних материальных внешних явлений, сводить весь мир и начал на психи ческое выражение только материальных данных и поверять первые исклю чительно только последними — нельзя потому, что идеи, мысли, начала вырабатываются не из одних материальных, а также и из психических дан ных, которые точно таким же образом, как и материальные, проходят чрез психические процессы.
|
|
|
|
Это обстоятельство, именно что идеи, мысли, начала только особая фор ма, особый вид существования материальных и психических фактов, показы вает, как ошибалась философия, отыскивая в идеях, мыслях, началах безотно сительную, безусловную истину. В самом деле, если они представляют действительные — реальные или психические — факты в психической обра ботке, то их истинность далеко не безусловная, а такая же положительная, как и всякой научной истины, то есть определяется их соответствием тем фак там, которые в них являются в психической обработке. Когда начало, мысль, идея вполне соответствуют всем фактам, к которым относятся, то они истин ны, но не безусловно, потому что с переменою фактов и они должны изменить ся. Если даже все без изъятия факты, определяющие предмет, приняты в со ображение при образовании идеи, мысли, начала, то в таком случае последние все же не станут, вследствие того, безусловными истинами, потому что они обусловлены положительными данными, суть не что иное, как психическое выражение, психическая форма их существования. Зная материал, из которо го они образовались, зная психические процессы, которыми они выработаны, мы относимся к ним как к положительным данным, происхождение которых нам известно или может быть узнано.
Такой взгляд упраздняет воображаемую противоположность между иде ями и действительностью, не впадая в ошибки материалистов и идеалистов, отрицавших или идеальный или реальный мир. Психология объясняет их вза имные отношения и, проводя между ними точную границу, над чем напрасно трудилась философия, восстановляет в нашем сознании утраченную связь причин и последствий между идеальным и реальным миром, которые на самом деле составляют вместе одно органическое целое. Вот почему одни психоло-
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!