Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 49 страница
объясняет, почему в будущем люди предугадывают полное соответствие
равновесие обоих элементов, наступление вожделенной минуты, когда и общежитие, и каждое отдельное лицо совершенно приладятся друг к дру гу. Конечно, и на этом пути возможно только беспрестанное приближение к идеалу. Идеал как обобщение и отвлеченность только указывает цель и освещает путь.
Высказанные мысли требуют еще многих разъяснений. Но мы здесь остановимся. Подробное рассмотрение и исследование нравственных на чал с положительной точки зрения есть задача не психологии, а этики, столько же заваленной разным хламом и ветошью, как и психология. Мы коснулись учения о нравственности только для того, чтоб на нескольких примерах показать, какую важную роль правильное объяснение психиче ской жизни играет в разрешении сложных вопросов этики. Мы убеждены, что только в психологии, возведенной на степень положительной науки, разработанной при помощи положительного научного метода, можно от ныне найти прочные основания учения о нравственности, которых не в со стоянии дать современные философские взгляды, исключающие самую возможность этики, ни метафизика и идеализм, отрезавшие себе всякий
|
|
|
|
|
|
203
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
переход к индивидуальной человеческой личности. Важность приема едва ли кто решится оспаривать, особливо в настоящее время. Учение о нрав ственности держится на предании, которое, однако, видимо, слабеет. Что станется с личным существованием, когда оно совсем потеряет силу? Че ловек, составляющий исходный пункт, начальную клетчатку обществен ности, лишится тогда всякой точки опоры в своей деятельности; а между тем, судя по ходу вещей, история по-видимому снова приближается к од ной из тех заключительных фаз целых периодов, когда, как было уже не сколько раз, лицо более и более обособляется, выдвигается вперед и ста новится главным определяющим элементом общественности. В такую минуту в нем должны быть сосредоточены все те силы, которые еще не так давно распределялись между многими исторически данными общежития. Требования от отдельного человека, сообразно с тем, с каждым днем ста новятся больше и серьезнее, а он более, чем когда-нибудь, расслаблен и пуст. Инстинктивно чувствуя эту разладицу, мы боимся взглянуть ей пря мо в глаза и то прячемся за прошедшее, то со слепой верой спешим к буду щему, усиливаясь остановить или ускорить ход истории, ее вечное разло жение и созидание. Но оставаясь при нашей путанице мыслей, при тех глубоких внутренних противоречиях, которые при малейшем внимании так резко бросаются в глаза, мы ничего не выигрываем от замедления или ускорения хода истории. Надо перестать убаюкивать себя фразами, кото рым мы сами больше не верим, искренне и строго проверить наши взгляды
|
|
доискаться, путем науки и положительного знания, до причин нашей нрав ственной скудости при огромном умственном богатстве. Такое исследова ние приведет нас к психологии, потому что в нашей душе, в ее жизни и от правлениях скрываются источники наших радостей и печалей, истины и лжи, добра и зла, правды и неправды.
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
Л.М. ЛОПАТИН:
«СИЛА И СЛАБОСТЬ ПСИХОЛОГИИ КОРЕНЯТСЯ В ЕЕ ОСНОВНОМ МЕТОДЕ.
ИЭТОТМЕТОД ЕСТЬ САМОНАБЛЮДЕНИЕ»
Лопатин Лев Михайлович (1855-1920) —
философ и психолог, с 1894 г. соредактор журнала «Вопросы философии и психологии», с 1899 г. — председатель Московского психологического об щества.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!