Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 51 страница




 

206


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

мы не будем иметь ясного понимания того, как воспринимаем мы про­ странство и как образуется в нас представление о нем. Я не хочу этим сказать, что если мы решили проблему о происхождении нашей идеи о пространстве, то тем самым мы получили все нужные данные для реше­ ния вопроса об его объективной, метафизической природе. Но все же едва ли подлежит сомнению, что, когда мы не знаем даже того, что такое идея пространства в нас, мы едва ли можем питать сколько-нибудь основа­ тельную надежду проникнуть в его сущность, как оно дано помимо нас. Или возьмем другой пример. Физика изучает общие законы вещества. Но что такое вещество? Есть ли оно сама в себе протяженная субстанция, как учил Декарт? Или оно состоит из абсолютно непротяженных и неде­ лимых точек, которые, однако, носятся в пространстве, как думал Боско-вич? Или оно ни то и ни другое, а само в себе оно есть абсолютно неизве­ стная основа того, что для нашего чувства является как протяженность, непроницаемость, инерция, хотя по своей внутренней природе оно не име­ ет ничего общего с этими свойствами, как полагают сторонники феноме-низма? Можно ли рассчитывать надлежащим образом осветить эти воп­ росы, не уяснив себе сначала того, как слагается наше представление о физическом веществе, через какие стадии развития оно проходит и какие именно психологические процессы принимают участие в его образова­ нии? Как иначе могли бы мы надеяться выделить в нашем обычном поня­ тии о веществе объективные элементы от чисто субъективных? Вполне аналогические соображения относятся к нашим понятиям о движении, энергии, силе и т. д.

 

Мы все познаем сквозь призму нашего духа, но то, что совершается

 

самом духе, мы познаем без всякой посредствующей призмы. В проти­воположность явлениям физической природы то, что составляет по край­ ней мере нашу сознательную душевную жизнь (а только оно является пря­ мым предметом психологического изучения), сознается нами, как оно есть. Это положение настолько очевидно, что едва ли даже нуждается вдоказательствах и подробных пояснениях. Ведь состояние сознания на­ столько лишь и есть состояние сознания, насколько оно сознается. Что я ощущаю и как я ощущаю, то и есть мое ощущение, а чего я не ощущаю, то, очевидно, и не принадлежит к моему ощущению как таковому. Чего я дей­ ствительно желаю, то только и есть мое желание: что я в самом себе чув­ ствую, то и есть мое чувство. Это истины тожественные; предполагать здесь какие-нибудь посредствующие призмы между нашим сознанием и тем, что им сознается, совсем не имеет смысла. А между тем из этого вытекает чрез­ вычайно важный вывод: свою сознательную душевную жизнь мы знаем в ее настоящей, прямой действительности, без всяких посредств; в нашем не­посредственном, внутреннем переживании нам открывается как бы уголок некоторой абсолютной действительности как она есть сама в себе, а не толь-


 

207


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

ко в кажущемся и всегда могущем подлежать сомнению явлении чего-то другого, как дается нам сплошь вся внешняя реальность. В сфере непо­ средственных данных сознания нет уже различия между объективным и субъективным, реальным и кажущимся, здесь все есть, как кажется и даже именно потому, что оно кажется: ведь когда что-нибудь нам кажется, это и есть вполне реальный факт нашей внутренней душевной жизни. Таким образом, наш внутренний мир есть единственная точка, в которой бесспорно подлинная действительность раскрыта для нашего прямого усмотрения.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!