Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 53 страница
II
Сила и слабость психологии, принадлежащее ей по существу ее задачи центральное положение среди других наук и ее весьма несовершенное науч ное состояние еще и в наше время, — без сомнения коренятся в ее основ ном методе. Этот метод есть самонаблюдение. В нем есть одно огромное преимущество, о котором я говорил сейчас: внутренняя действительность нашего сознания открыта нашему самонаблюдению в ее подлинном виде — так, как она есть. Предметы окружающего нас внешнего мира мы воспри нимаем только через ощущения наших внешних чувств, и, чтобы они соста вили содержание нашего сознания, необходимо, чтобы они были пропуще ны через нашу психическую призму. Напротив, можно сказать, что предметом самонаблюдения является сама эта призма: мы все восприни маем через наши психические состояния, но именно поэтому самые эти состояния мы уже должны воспринимать прямо, так как иначе мы не могли бы всего воспринимать в них. Состояния сознания, уже по самому поня тию о них, мы должны сознавать такими, каковы они есть на самом деле,
|
|
|
|
Положительные задачи философии. Ч. П. С. 279.
209
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
потому что в противном случае они не были бы состояниями самого созна ния, а назвать состояниями сознания пришлось бы уже то, через что мы сознавали бы их.
|
|
Но существует и неизбежная ограниченность в методе самонаблю дения: мы непосредственно знаем только свое собственное сознание, — чужое для нас закрыто. Непроницаемость индивидуальных сознаний друг для друга есть бесспорный факт психологии. Принадлежность пережи ваемых состояний чужому Я стоит непроходимой стеной для нашего на блюдения и восприятия. Если бы даже вообразить, что мысли и чувства другого лица целиком перенесены в нас, мы испытали бы их уже не как чужие, а как свои собственные. Различие сознающих Я или различие лич ностей есть тот абсолютный рубеж, который обособляет все внутренние психические состояния в бесчисленные замкнутые друг для друга сферы. Мы не можем заглянуть в чужую душу, мы можем понять то, что в ней происходит, только путем аналогии: состояние чужого сознания мы уга дываем по аналогии с собственным. Мы видим, что другой человек мими кой, жестами, голосом, движениями выражает радость или горе. Мы зна ем по себе, что это значит — когда приходится так говорить, прибегать к такой жестикуляции, так двигаться; и мы приписываем этому человеку чувства, которые испытали сами. Кто-нибудь сказал нам, что у него бо лит зуб; мы вспоминаем, как зуб болел у нас самих, и только через это понимаем его. И мы приписываем ему тот самый ряд ощущений, который пережили сами. Мы слышим ряд фраз и схватываем их смысл, пока они произносятся; и те мысли, которые выражают эти фразы для нас, мы при писываем уму говорящего. Что происходит во всех этих случаях? Во всех подобных примерах наблюдаем мы только знаки, действия, выражение чужой психической жизни; но о внутренних состояниях других людей мы всегда только догадываемся; мы их приписываем им по аналогии с собой, но прямо их не видим.
|
|
Таким образом, окончательным критерием всякой психической жиз ни является для нас наше собственное сознание. Между тем наше сознание всегда индивидуально — в этом его естественная граница. Мы все испыты ваем по-своему и никогда не можем быть уверены, что испытываем совсем так, как другие. Я знаю, что когда я вижу зеленое, и другие утверждают, что они также видят зеленый цвет. Но где ручательство, что мы видим при этом совсем одно и то же? Правда, в данном случае можно с высокой степе нью вероятности утверждать если не абсолютное, то по крайней мере внут реннюю однородность переживаемых нами и другими людьми ощущений. Но ведь в нас далеко не все однородно с тем, что испытывают и переживают другие. В каждом человеке, кроме черт, типичных для всего человеческого рода, существует бесчисленное множество личных особенностей. На мно гое в жизни мы реагируем каждый по-своему, и в этом заключается наша
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!