Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 57 страница
Впрочем и в нашей душевной сфере мы далеко не во всех случаях вос принимаем внутреннюю связь протекающих в ней явлений. Сплошь и ря дом мы не только ничего на наблюдаем в ней, кроме следования фактов друг за другом во времени, но и остаемся при этом глубоко убежденными, что ничего, кроме следования во времени, в ней в данном случае и нет. По ложим, я осматриваю какой-нибудь заинтересовавший меня ящик: я ос мотрю его верх, потом перейду к бокам, потом огляжу низ его, потом его раскрою и осмотрю внутренность. Через это получится ряд психических событий, — ряд восприятий различных частей ящика. Но я не только не буду наблюдать при этом причинной зависимости между отдельными мо ментами ряда (например, чтобы восприятие верха было причиной, или по рождало восприятие боков), я буду, наоборот, глубоко уверен, что тут вовсе и нет никакой причинной связи, а только простая последовательность явлений. Я мог начать осмотр снизу или с внутренности и увидал бы реши тельно то же самое, только в другом порядке. И, напротив, если бы во вре мя моего осмотра ящика вдруг потух освещающий его свет, ряд моих вос приятий прервался бы, все равно в каком бы порядке я ни осматривал ящик. Совершенно поэтому ясно, что в данном психическом ряде явления пред шествующие вовсе не суть причины последующих; они только протекают, но друг друга не порождают. Причина их лежит не в психическом ряде, а в чисто физических раздражениях нашего глаза, исходящих из внешней сре ды. Психически мы имеем здесь только последовательность и ничего боль ше. Таких примеров можно было бы привести множество: к ним относятся все случаи, в которых ряд психических изменений в нас вызывается пря мыми воздействиями физического мира.
|
|
|
|
|
|
|
|
Существует другая группа случаев, в которых, хотя причинная зави симость между данными в нашем сознании психическими фактами и мо жет быть предположена, но прямо она не усматривается и не наблюдается. Положим, я попал в местность, в которой не был очень давно, но где живал
215
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
когда-то подолгу. И вот, всматриваясь в окружающую меня обстановку,
вдруг с необыкновенной ясностью припоминаю какое-нибудь событие, до такой степени забытое мною, что, кажется, его никогда и не было. При чина здесь, по видимому, налицо; она заключается в моих теперешних вос приятиях, в том, что я увидел место, где произошло это событие; воспоми нание возникло во мне, как результат действия законов ассоциации идей по смежности и сходству. Тем не менее я не имею непосредственного со знания о той интимной связи, которая привязывает мое воспоминание к переживаемым восприятиям. Я не вижу той неизбежности, которая за ставляет мое воспоминание возникнуть именно в данный момент. Я могу даже быть очень удивлен, что оно стоит передо мной так ярко, хотя каза лось, что с ним уже давно все кончено. Или возьмем другой случай: я оза боченно думаю о каком-нибудь вопросе и вдруг нежданно-негаданно в мое сознание врывается воспоминание о какой-нибудь совершенно ничтожной и ничего не значащей для меня встрече и развлекает меня. Вероятно, и здесь мы имеем один из капризов ассоциации идей. Но в чем он состоит, этого мы обыкновенно совсем не замечаем. Всего чаще мы бываем удивлены и раз досадованы такой внезапной помехой в нашей внутренней работе.
Но есть еще и третья группа фактов, о которой я только что говорил. Мы хотим сделать некоторое определенное движение рукой и совершаем его. Мы любим кого-нибудь, и постоянно думаем об этом лице, желаем с ним встретиться и делаем все от нас зависящее, чтобы встреча состоялась. Мы ненавидим кого-нибудь и нам противен всякий успех, которым пользу ется этот человек, особенно если этот успех относится к обстоятельствам, которые и заставили нас его ненавидеть, — мы стараемся разрушить его замыслы, — если наша ненависть совсем покорила нашу душу, мы будем искренно радоваться всякому его горю и несчастию. Напротив, если нам кого-нибудь очень жаль, мы будем ломать себе голову, как помочь дорого му для нас человеку, и совершим целый ряд действий, чтобы вывести его из печальных обстоятельств или по крайней мере облегчить его положение. Если мы задумались над каким-нибудь трудным теоретическим вопросом, мы будем перебирать в своем уме все, что относится к интересующей нас проблеме и будем настойчиво пытаться сопоставить эти данные так, чтобы из них вышло решение, отвечающее смыслу рассматриваемого вопроса и
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!