Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 56 страница
213
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
жениями. При этом качество их работы находится в самой тесной зави симости от этих заранее усвоенных взглядов1.
III
Без самонаблюдения нет психологии. Тем важнее систематическирешить вопрос о достоинствах и недостатках самонаблюдения, как метода познания. Важнейшее его преимущество мы уже знаем: мы воспринимаем психическую действительность так, в ее подлинных признаках. В связи с ним находится другое, на которое реже обращают внимание: по крайней мере некоторые душевные явления мы воспринимаем в их настоящей внут ренней связи, в их действительной причинности. В этом заключается рез кое отличие опыта внутреннего от опыта внешнего. В нашем внешнем вос приятии мы усматриваем только следование явлений друг за другом, но не воспринимаем прямо того, что их связывает друг с другом. Оттого в нем, при первом знакомстве с каким-нибудь фактом, нужны целые ряды на блюдений и опытов, чтобы убедиться, что одно явление есть причина дру гого. Например, нагретое тело расширяется; но когда мы это видим в пер вый раз, откуда мы можем знать, что это от тепла? Камень без поддержки падает; как много нужно наблюдать и думать, чтобы прийти к идее всемир ного тяготения и т. д. В психической сфере замечается совсем другое: здесь прямо в отдельных случаях, мы с абсолютной уверенностью усматриваем причинную связь. Я с сознательной добровольностью двинул рукой, — и я знаю, что это я ее двинул, что причина ее движения — моя воля, что рука не сама от себя двинулась и не по возбуждению от посторонней мне силы. Чтобы увериться в этом, мне едва ли нужно припоминать ряды прошлых опытов, — ведь и в каждом прошлом опыте я различал добровольность моих движений только по присутствию моей воли, а, конечно, были в про шлом и движения невольные, например, по рефлексу, судороге, под давле нием внешней силы и т. п. Или я чувствую жалость к несчастному человеку, составляю планы, как помочь ему, и осуществляю эти планы. Для меня непосредственно ясна причинная связь этих явлений: я составляю планы помочь, потому что жалею, и если б не жалел, нечего было бы мне и хлопо тать. Едва ли что уяснит нам в этом случае наблюдение над аналогичными внешними фактами. Как бы мы узнали, почему один человек помогает дру-
|
|
|
|
|
|
|
|
Ярким тому примером служит френология; ее поклонники исходили от ложного психологического представления о душевных свойствах, наклонностях и страс тях, как о простых обособленных и довлеющих себе фактах психической жизни;
вот, соответственно этому предвзятому взгляду, они для каждого свойства, каж дой наклонности и страсти искали особого места в виде возвышения на поверхнос ти черепа.
214
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
гому, если бы не наблюдали в самих себе чувства жалости? Или я ненавижу человека и браню его. Едва ли нужны многие опыты, чтобы убедиться, что
моей брани воплощается мое чувство к этому человеку. Или я решаю математическую задачу и на основании известных данных прихожу к опре деленному решению. Я при этом твердо знаю, что полученный результат вызван этими данными и что я потому только пришел к нему, что над ними напряженно думал и искал соответствующего им решения. Все это я прямо
себе пережил. Так судим мы и о других людях: сообразно с их характе ром и настроением, — одного от них ждем, другого нет. Итак, в очень мно гих случаях критерием явлений внутреннего мира в отличие от явлений мира внешнего служит нам принцип внутренней очевидности связей меж ду причинами и действиями и прямо усматриваемого соответствия между теми и другими.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!