Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 59 страница
217
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
mu, усилия представляет как бы особую психологическую категорию иливысшее неразложимое понятие, извлекаемое из того порядка душевных явлений, о котором я говорю теперь. В этом понятии мы обобщаем непо средственно усматриваемое и переживаемое в наших усилиях и стремле ниях их производящее или причиняющее отношение к их эффектам, тот факт, что именно они, а не что-нибудь другое, суть причины данных дей ствий: я двинул рукой, потому что хотел этого, и только потому. В иных случаях это производящее или причинное отношение нашей деятельной воли к переживаемым нами состояниям, достигает замечательной нагляд ности. Положим, я хочу сделать усилие и делаю его. Здесь мое настойчи вое хотение сделать усилие само уже есть своего рода усилие (твердо вы раженное стремление), и, таким образом, в данном случае причина есть усилие в его зарождении, действие есть усилие в его развитии, причем все моменты перехода от одного к другому не только протекли перед нами и пережиты нами, но они проделаны нами, — ведь усилие это наше. ИЛИ я хочу сосредоточиться на чем-нибудь и сосредоточиваюсь. Не имеем ли мы здесь того же самого? Ведь само хотение сосредоточиться есть уже неиз бежное отвлечение своей мысли от всего другого. Или я хочу о чем-нибудь не думать, и не думаю или по крайней мере каждый раз удаляю противные мне представления. Опять и здесь повторное удаление данной мысли есть только продолжение того первого сопротивления ей, которое я оказал ей именно тем, что не захотел о ней думать. Во всех подобных случаях мы имеем лишь различие моментов во времени и достигнутой интенсивности в однородном содержании, — самом нашем усилии.
|
|
|
|
|
|
|
|
других случаях, напротив, мы уже не имеем такой полной наглядно сти переживаемого нами внутреннего причинного процесса; его звенья уже не имеют качественной однородности; более того, его отдельные моменты, вытекающие из наших деятельных стремлений и актов нашей воли, хотя и зависят от этих стремлений и актов, но очевидным образом не от них од них. Я двигаю рукой по своему желанию; но ведь это лишь до тех пор, пока рука моя здорова,— если она будет парализована, она будет неподвижна, несмотря ни на какие мои усилия; хотя, с другой стороны, она была бы
неподвижна и теперь, при своем здоровом состоянии, если бы я не хотел, чтобы она двигалась. Так и в других примерах — чтобы помочь или повре дить ближнему, надо быть способным к действию; чтобы разрешить науч ный спор, надо иметь здоровую и ясную голову и т. д. Во всех этих случаях наша воля является не единственным фактором, рядом с ней присутствуют
другие — в виде помогающих или препятствующих ей условий действия. Вследствие этого не все звенья ряда нам одинаково ясны и понятны, неко торые, напротив, остаются тусклыми и темными. Как увидим потом, в этом отношении можно выставить следующее общее правило: наши действия ровно настолько нам непосредственно понятны, насколько они зависят от
218
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
нас самих; наоборот, в них все загадочно и недоступно в своем внутреннем механизме для прямого наблюдения, что внесено влиянием посторонних для нас факторов. И тем не менее каждый из рассмотренных случаев имеет указанные сейчас два признака: логическое соответствие между причина ми и действиями и присутствие в нас волевых актов и деятельных стремле ний.
Эти на основании опыта полученные выводы о нашем непосредственном переживании внутренней причинности духа, вероятно, вызовут возражения со стороны очень многих психологов. Между ними существуют целые школы, которые отрицают всякую духовную причинность вообще: наглядная иллю страция к тому общему факту, что в психологии очень часто самые ясные по казания опыта отвергаются ради предвзятых теоретических соображений.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!