Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 63 страница
это относится далеко не к одним ощущениям обоняния и вкуса:
душе, пожалуй, гораздо более состояний слабо воспроизводимых, чем хорошо воспроизводимых. Это не означает, однако, что они совсем забы ваются, — раз мы их узнаем при всяком новом восприятии, как давно зна комые — значит мы их помним, хотя и не можем их отчетливо воспроизве сти воображением2. В этом отношении нужно очень различать между запоминаемостью душевных состояний и их воспроизводимостью попроизволу. Возьмем чувство боли — оно оказывается в положении совер шенно аналогичным обонятельным и слуховым ощущениям. И тут мы вспо-
|
|
Правда, в этом отношении, по-видимому, наблюдаются значительные индивиду альные колебания и различия. Некоторые люди утверждают, что они очень хоро шо воображают себе запахи самых разнообразных веществ. Однако и они обыкно венно соглашаются, что представляют разные запахи менее отчетливо и ясно, чем, напр., зрительные образы.
|
|
Запахи воспроизводятся в воображении плохо; тем не менее обоняние справедли во называется чувством памяти, потому что запахи, прежде испытанные, потом очень живо напоминают обстоятельства, при которых они были восприняты.
|
|
223
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
минаем скорее сопровождающие обстоятельства, чем самую боль. Мы по мним, длящаяся она или прерывистая, тупая или острая, режущая или но ющая, выносимая или совсем нестерпимая, — т. е. мы вспоминаем свой ства ее течения, ее осязательного воздействия, ее отношения к нашему общему самочувствию, а не то, что составляет в ней для нас самое главное
от чего зависит все остальное; хотя мы тотчас же узнаем это главное, когда ощутим боль, испытанную раньше.
|
|
Слабо воспроизводимыми оказываются факты и более сложного, вы сокого порядка. Попытаемся во всех подробностях и со всею отчетливос тью вспомнить какое-нибудь очень сильное чувство, некогда владевшее всем нашим существом, но которое теперь уже прекратилось и мотивы для которого совсем исчезли. Исполнить эту задачу легче, чем вспомнить боль или запах, но разрешается она все-таки лишь окольным путем: чтобы вспом нить прежнее чувство, надо усилием воображения совсем отвлечься от но вых обстоятельств нашей жизни и всецело перенестись в прежнюю обста новку и в прежние житейские отношения. Чем ярче мы их себе представим, не думая ни о чем другом, тем яснее проснется в нас прежнее чувство, но уже не в качестве бесстрастной идеи о чувстве, а скорее в виде его хотя и слабого, но повторного переживания. Как чужие чувства мы понимаем, только живо поставив себя в положение других людей и принудив себя внутренне пережить то, что они должны испытывать, так и свои собствен ные чувства в прошлом мы воспроизводим ясно через их повторное симпа тическое переживание.
Подобное же замечание можно сделать и об актах нашей воли. Во вре мя совершения наших действий мы всем существом чувствуем их полную зависимость от нас и их происхождение из наших внутренних решений и усилий. Но когда дело кончено, мы часто с недоумением спрашиваем себя: где же тут была наша добрая воля? И мы нередко готовы свалить на неиз бежное сцепление обстоятельств те самые свои поступки, которые всеце ло вменяли себе, когда совершали их. Только путем сосредоточенного и добросовестного воспроизведения в нашем воспоминании всех обстоя тельств нашего поведения мы можем до некоторой степени воспроизвести для себя и добровольность их, опять-таки через повторное переживание. Что акты воли в воспоминании воспроизводятся плохо, это доказывается и более элементарными фактами. Например, пока я по произволу двигаю рукою в разные стороны, я совершенно уверен, что сам ею двигаю. Но ког да движение кончилось, я уже могу испытывать сомнение, точно ли я не был к тому вынужден и действовал по собственному почину? Сомнение ослабляется здесь только доступностью поверки.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!