Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 68 страница
Возьмем другой пример. Каждый ежеминутно испытывает на себе ту огромную роль, которая принадлежит во всех психических процессах дея тельности нашего внимания. Как разнообразно и тонко проявляется в нас его сила, как свободно передвигает она все элементы сознания, как реши тельно повышает одни психические процессы и понижает другие, как зага дочно умеет она сосредоточиваться не только на отдельных частях наших представлений, но и на чисто идеальных сторонах их и отношениях. И ведь она не приходит к нам откуда-нибудь извне: мы сами ее составляем, мы ее внутренне переживаем и чувствуем как ряд собственных усилий, во всех видах ее проявления. Она более чем что-нибудь другое составляет принад-
|
|
230
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
лежность нашего собственного существа. Казалось бы, относительно свойств, а тем более относительно существования этой силы в нас не мо жет быть никаких сомнений и никаких споров. А между тем существуют психологи, и очень почтенные, которые отнимают у внимания все те внут ренние качества, о которых я говорил сейчас и совсем отвергают его как, действительную активность нашего субъекта. Для Рибо, например, акты вни мания состоят из чисто физических ощущений мускульного порядка — на-морщивания лба, бровей, стискивания рта и т. д. Кроме этого, в них ничего нет — все внутренние процессы в нас протекают сами собой. Как мог воз никнуть такой взгляд? Конечно, он продиктован предвзятым воззрением на общую природу душевных явлений. Но если бы акты внимания воспри нимались нами вполне ясно и отчетливо, как, положим, мы воспринимаем красный или желтый цвет, — можно ли было бы в описании их так отважно идти против очевидности?
|
|
|
|
|
|
совершенно подобном положении находится в современной психо логии и вопрос о воле вообще, по отношению к которой внимание есть толь ко одна из форм проявления, — быть может самая основная в психическом процессе. Отрицание воли, как особого факта душевной жизни, несводи мого на другие ее факты, является одним из очень распространенных пси хологических предположений в наши дни. Иногда это отрицание получает очень решительный вид. Так, например, по Мюнстербергу, в волевом акте всегда присутствуют только два феномена сознания: 1) представление о будущем эффекте или движении и 2) восприятие достигнутой цели или выполненного движения. Между этим представлением и этим восприяти ем не посредствует ничего психического; переход от одного к другому со вершается механически в недрах нашего мозга, но в сознании он не отража ется нисколько. Эти основные моменты воли могут в нашем сознании осложняться ощущением и представлением сопровождающих их движе ний, логическими процессами выбора мотивов и т. д., но не в них суть воли. Подобным же образом учит Циген.
Сопоставим эту теорию с учением Джемса о чувстве и постараемся объединить их. Что тогда выйдет? В чувствах ничего нет, кроме физиче ских ощущений и представлений о вызвавших их предметах; в воле ничего нет, кроме ощущений движения и представлений о движении. В оконча тельном результате: в нас ничего нет, кроме физических ощущений и их воспроизведений в форме представления. При этом ни эти ощущения, ни эти представления никакого влияния на наши реальные действия не имеют. Мюнстерберг настойчиво утверждает, что причинность наших психических состояний и наших поступков всецело лежит в автоматических отправле ниях мозга: все наши действия совершались бы совсем так же, как и теперь, если б и не было никаких ощущений и представлений в нашем сознании.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!