Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 81 страница
По поводу нашего анализа нас легко могут обвинять в том, что мы взя лись только перечислить факты, находимые в сознании, а на самом деле вместо этого построили целую теорию: может явиться предположение, будто мы уже говорили о Я, как субстанции, об активности Я и о том, что стремления составляют причину перемен в Я. В действительности ничего подобного не было: мы говорили лишь о чувствовании активности (которое может быть иллюзиею), а не о способности действительно производить пере мены в мире и в себе; о стремлениях мы говорили, что нам кажется (быть может, это чувствование ложное), будто они именно находятся в причинной связи с переменами, следующими за ними. Упоминая о Я, мы имеем в виду лишь не подвергнутое еще нашему анализу чувствование, присутствием кото рого характеризуются все состояния сознания, называемые моими состояни ями. Собственно говоря, все содержание каждого индивидуального сознания окрашено этим чувствованием; однако если всмотримся ближе, окажется, что некоторые состояния очень интенсивно и в целом своем составе чувствуются, как «мои», а другие лишь отчасти кажутся «моими». Анализируя последние, можно бывает выделить в них элементы, вовсе не окрашенные упомянутыми чувствованием, т. е. вовсе не мои, а как бы данные мне, найденные мною. На пример, если я смотрю на хорошо знакомую мне чернильницу на своем столе, то цвет, форма и т. п. элементы этого восприятия вовсе не кажутся мне моими состояниями сознания; они даны, я готов назвать их своими лишь постольку, поскольку мое внимание направлено на них. Наоборот, процесс отыскивания ответа на какую-нибудь задачу-шутку, например на вопрос, как построить из шести спичек четыре угольника, может быть очень деятельным, так что в нем не моими, данными кажутся только случайные побочные отрывки мыслей, возникающие по ассоциации идей. Каждый из элементов волевого акта, именно большинство стремлений, чувствование активности и большинство перемен, могут встречаться также в сознании как не мои, как данные мне состояния сознания.
|
|
|
|
|
|
|
|
248
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
Так как с помощью анализа можно отделить, если не реально, то мыс ленно, элементы мои от данных мне, то мы различаем понятия Я и индиви дуальное сознание: под словами «индивидуальное сознание» мы разумеем совокупность всех состояний сознания, переживаемых каким-либо Я,
под словом «Я» лишь ту часть индивидуального сознания, которая чув ствуется, как моя.
Итак, до сих пор мы занимались лишь описанием фактов, но, без со мнения, мы делаем это для того, чтобы со временем перейти к теории, к учению о действительной активности сознания. Однако эта задача еще далеко впереди: раньше нам нужно исследовать элементы волевого акта, стремлений, чувствования активности и перемен и определить виды воле вых актов.
1. СТРЕМЛЕНИЯ
Нам предстоит теперь задача определить необходимые составные ча сти всякого стремления. Этот труд в значительной мере облегчен для нас превосходным сочинением Пфендера (Pfдnder) Phдnomenologie des Wollens (Leipzig, 1900). Пфендер задался в нем целью определить лишь, избегая всяких теорий воли, состав стремлений вообще и важнейшего вида их, хо тений, в частности; вопросом о переменах, следующих за стремлениями,
е. об актах, он вовсе не занимается. Результаты его анализа настолько точны и убедительны, по нашему мнению, что нам остается только пере дать их и дополнить своими соображениями о некоторых наиболее про стых стремлениях, не принятых, по нашему мнению, в расчет Пфендером.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!