Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 80 страница




 

246


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

Психологические понятия основываются в волюнтаризме, как направле­ нии строго эмпирическом1, на тщательном наблюдении над реальным содер­ жанием душевной жизни, и каждому из них соответствует какая-либо группа фактов, находимых в сознании каждого человека. Поэтому, знакомясь с во­ люнтаризмом, мы обязаны отбросить все принесенное с собою содержание понятий воли, волевого акта, поступка, Я и т. п., и посмотреть, какие факты нам предлагают обозначать этими именами. Исходным пунктом при этом дол­ жны служить явления, называемые действиями по сознательному выбору: они состоят из наиболее дифференцированных элементов и потому особенно при­ годны для перечисления фактов, мыслимых в понятии волевого акта.

 

П. ЭЛЕМЕНТЫ ВОЛЕВОГО АКТА

 

Рассмотрим следующий случай: мы пишем научный реферат, в комнату входит наш знакомый и зовет пойти прогуляться; мы отвечаем, что охотно пошли бы полюбоваться весенним солнцем и небом, но у нас мало времени, так как работу непременно нужно окончить сегодня; потом нам приходит в голо­ ву, что получасовая прогулка освежит нас, мы будем быстрее работать и успе­ ем дописать доклад; как только является это соображение, мы встаем и идем гулять. Сложный внутренний процесс заканчивается переменою в нашем пси­ хофизическом целом: у нас является ряд движений, осуществляющих про­ гулку, и ряд новых состояний сознания, связанных с чувством удовлетворе­ ния или неудовлетворения (например, если оказалось, что погода начала портиться). Этой перемене предшествовал ряд стремлений, из которых одни, как нам кажется, составляют условие возникновения перемены, а другие, на­ оборот, противодействуют возникновению ее. Иными словами, нам кажется, что перемена причиняется нами, поскольку у нас есть эти предшествующие состояния сознания, и возникает тогда, когда причиняющие состояния оказы­ ваются сильнее удерживающих. Заметим при этом, что нам не кажется, будто стремление само действует, а мы пассивно созерцаем его деятельность; мы чувствуем, что мы сами, поскольку у нас есть стремление, порождаем переме­ ну. Волевыми мы будем называть те действия, в которых есть все три указан­ ных элемента: 1) мое стремление, 2) чувствование моей деятельности, актив­ ности2, 3) перемена, которая кажется мне результатом моей деятельности.

 

Чувствование активности связывает стремление и соответствующую ему перемену и как бы показывает мне, какое мое состояние сознания со­ ставляет причину перемены. Эта важная составная часть описываемого нами

 

См. Вундт. Очерк психологии. Перев. под редакцией Грота. С. 23-24.

Словом «чувствование» мы будем называть всякое «непредметное » содержание сознания, которое не хотим или затрудняемся поместить в какую-либо определен­ ную рубрику.


 

247


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

процесса неразложима, одинакова по качеству, хотя и различна по интен­ сивности в различных действиях. Например, если мы припоминаем забытую фамилию или подыскиваем возражения на трудный вопрос в серьезном фило­ софском споре, чувствование усилия у нас интенсивнее, чем в том случае, ког­ да мы, следуя призыву товарища, тотчас встаем, чтобы отправиться гулять, но во всех этих деятельностях чувствование активности по качеству одинаковое. Это утверждение, пожалуй, может вызвать возражения лишь потому, что сознание активности никогда не существует в обособленной форме и пото­ му его качество трудно определить: нельзя сознавать себя просто деятель­ ным, можно лишь сознавать себя деятельно припоминающим, размышля­ ющим, рассматривающим и т. д. Недифференцированность чувствования активности и спора его очень вредит изучению его, так как такие состояния сознания легко ускользают от внимания наблюдателя.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!