Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 87 страница
Несомненно, в смутных влечениях есть чувствование стремления. Од нако они не исчерпываются этим чувствованием. В самом деле, оно имеет однообразный характер, между тем как стремления и влечения бесконеч но разнообразны. Следовательно, чувствование стремления и здесь присо единяется к каким-то другим элементам. Да это и само собою разумеется: это чувствование есть тяготение к чему-то, и это что-то так или иначе долж но быть дано в сознании, в противном случае мы бы не характеризовали свое чувствование, как тяготение. Нам остается предположить, что и во влечениях антиципируется какое-либо переживание. Это подтверждается тем, что за влечениями, как и за стремлениями, нередко следует ряд дей ствий, осуществляющих перемену, которая как бы удовлетворяет влече нию, и оно после этого утихает. Эта антиципация, очевидно, сопровожда ется также относительным удовольствием, потому что приближение к удовлетворению влечения сопровождается возрастанием удовольствия,
|
|
|
|
удаление убыванием удовольствия. Однако антиципация переживания в слепых влечениях не есть представление, т. е. не есть познавательное со стояние: в противном случае мы бы не затруднялись указать ее, не называ ли бы влечения слепыми и не отличали бы их от стремлений. По-видимому эта антиципация проще антиципации в стремлениях; и в самом деле мы на шли в слепых влечениях все те же элементы, которые есть и в стремлениях,
|
|
256
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
однако смутные влечения более просты, чем стремления; вследствие не разложимости чувствований стремления, активности и относительного удовольствия в них нельзя искать причину этой большей простоты, следо вательно, остается объяснить ее лишь большею простотою антиципации. И, в самом деле, антиципация во влечениях не есть представление пере живания, следовательно, ей остается лишь быть простым познаванием пе реживания, а всякое представление или знание бывает сложнее соответ ствующего переживания, если не принимать, конечно, в расчет элементов переживания, подвергнувшихся забвению. Можно переживать сильное чувство ревности, зависти и т. п. и не познавать того, что переживаешь эти чувства. Без сомнения, если мы даем себе отчет в них, наше состояние со знания сложнее, чем в первом случае; такие состояния сознания мы будем называть опознанными, а первые неопознанными. Неопознанные состоя ния встречаются в нашей душевной жизни чрезвычайно часто, и вообще нельзя утверждать, что опознание есть необходимый фактор при выполне нии сознательных действий. При восприятии пищи, например, мы можем руководиться только самим чувствованием насыщения, вовсе не познавая его, т. е. не имея представления насыщения. Если так, то и влечение уто лить голод тоже может заключать в себе антиципацию насыщения не в виде представления, а в форме простого переживания. Более подробно мы рас смотрим вопрос о различии между знанием и простым сознанием в иссле довании о так называемом бессознательном, а теперь ограничимся лишь указанием на общеизвестные случаи, когда состояние сознания, без со мнения, существует, а знания о нем нет. Особенно часто эти состояния встречаются в подготовительных стадиях волевого акта. В сложном воле вом акте в большинстве случаев бывают опознаны только конечная цель и осуществление ее, а ряд промежуточных стремлений, средств и вообще весь механизм действования остается почти вовсе не опознанным. Это лег ко подтвердить следующим образом. Совершив какой-либо сложный акт, требовавший быстроты и затрагивавший многие стороны душевной жизни, займемся сейчас же мысленным воспроизведением его; при этом мы на верное сделаем ряд открытий в своей собственной душе, подметим такие чувствования и мотивы, каких мы, может быть, до того и не подозревали в себе. Конечно, такое воспроизведение и опознание требует большого на выка. Всем известно, какого труда и умения требует воспроизведение даже
|
|
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!